Инструкция к любому автомобилю гласит, что нельзя ездить, если загорелся «чек» на приборной панели. Ведь горящий значок двигателя говорит о выходе блока управления на аварийный режим работы. Разберемся, насколько опасно продолжать движение, и вообще, почему загорается индикация?
Можно ли ездить с горящим Check engine
Проблема горящего индикатора стала известной сразу, как только на просторах России появились первые иномарки с инжекторами. Тогда автолюбители все списывали на качество топлива, и потому спокойно продолжали ездить. С тех пор и повелось, что многие не воспринимают «чек» всерьез. Зачем реагировать, если авто едет?
Однако если в машине вдруг загорелся этот сигнал, то он говорит о переводе блока управления двигателем в аварийный режим работы. Смесь готовится не под реальные условия работы, а усредненно — так, чтобы автотранспорт смог добраться до места ремонта или стоянки.
Это ведет не только к изменению экологичности выхлопа или увеличению потребления топлива. Длительное горение значка — это длительная работа с неустранённой неисправностью. Соответственно, переобогащённая смесь начинает выжигать каталитический нейтрализатор, оставлять нагар на свечах зажигания, клапанах и поршнях.
Ответственному автолюбителю, который дорожит своим автомобилем, стоит посетить СТО и считать код ошибки, чтобы определить причину горящей индикации и устранить ее. Тем более что в большинстве случаев загорается она в ограниченном числе ситуаций.
Причины и возможные ошибки
Работа сигнальной лампы напрямую связана с ЭБУ мотора, который начал работать в аварийном режиме. А работает он таким образом при возникновении сбоев в системах, завязанных на подаче топлива, его зажигании и выводе отработанных газов.
Сбои в бортовой сети машины
Наиболее частой проблемой является плохой контакт высоковольтных проводов или подключенных датчиков (например, ДМРВ или датчик положения коленчатого вала). В большинстве случаев устранить проблему можно без визита в автосервис:
- при появлении значка на панели приборов нужно считать код ошибки;
- найти по схеме проблемный датчик или провода;
- восстановить контакт или заменить высоковольтные провода;
- индикация погаснет сразу после устранения проблемы.
Бывает, что сгорает сам датчик. В этом случае уже придется ехать на СТО. Например, кислородный датчик в некоторых моторах расположен в столь неудобном месте, что заменить его без существенной разборки выхлопной системы невозможно.
Ошибка в работе топливной системы
Проблемы с питанием двигателя возникают не менее часто, чем перебои в электросети двигателя. Соответствующие коды ошибок показывают, что есть проблема с разгерметизацией топливопроводов или неисправностью топливного насоса. В любом случае в топливной магистрали не создается нужного давления.
Возможно, потребуется всего лишь поменять топливный фильтр. Но чаще всего замене подлежат уплотнительные кольца форсунок, через которые подсасывается воздух.
Если в салоне или рядом с авто пахнет бензином и запах усиливается при включенном моторе, то с большой долей вероятности наблюдается повреждение топливопроводов и шлангов. Их придется поменять, причем сделать это лучше на СТО.
А вот топливный насос ломается очень редко. Большинство автолюбителей не сталкиваются с такими поломкам, особенно если заправляются хорошим топливом.
«Чек» из-за топлива
Качество топлива, как ни странно, имеет значение. Если залить в машину бензин, октановое число которого не совпадает с номинальным, кислородный датчик мгновенно отреагирует на это и переведет ЭБУ в аварийный режим.
При этом топливо может быть вполне безопасным для использования. Дело в том, что российский ГОСТ допускает использование эфирных присадок, увеличивающих октановое число. Иногда эфиров бывает чуть больше, чем нужно. Соответственно, кислородный датчик будет реагировать на это.
«Чек» пропадет, если заправиться на привычной заправке, после которой он не загорался. Если же сигнал продолжает гореть, то есть вероятность выхода из строя кислородного датчика. Иначе мотор будет питаться переобогащённой смесью, что может кончится плохо.
«Чек» из-за топливовоздушной смеси
Обедненная смесь тоже не сулит ничего хорошего. Если Check engine загорелся из-за большого содержания кислорода в топливовоздушной смеси, то с большой долей вероятности в систему подачи топлива подсасывает воздух.
Подсасывать может не только через уплотнители — они могут быть вполне исправными. Лишний воздух может попадать в систему через вакуумный усилитель тормозов. Этому узлу стоит уделить повышенное внимание.
Check engine из-за форсунок
Форсунки из-за загрязнений (особенно от долгой работы на плохом бензине) также могут вызвать перевод мотора в аварийный режим. Дело в том, что она не создает в цилиндре облако из топливовоздушной смеси или создает его неправильно. Из-за этого топливо плохо горит и двигатель троит. Троение проявляется в вибрациях, холостые обороты плывут, мотор не развивает мощность.
«Вылечить» проблему без обращения в автосервис невозможно. Ведь придется извлечь форсунку и очистить ее ультразвуком. Если очистка не помогает — форсунку меняют. Иначе индикация не потухнет, а мотор быстро утратит свой ресурс.
Ошибка в работе свечей зажигания
Пропуски могут быть связаны и с неисправностью свечей зажигания. Когда горит Check engine, а мотор троит — можно выкрутить свечи и посмотреть на них. Окислы и нагар говорят о проблеме. Поэтому придется купить и поставить новый комплект.