Выбрать свечи в машину, кажется, не составляет особого труда. Достаточно изучить инструкцию к автомобилю, в которой указан перечень деталей, рекомендованных автопроизводителем и заведомо подходящих для двигателя. Даже если инструкции нет в наличии, найти и скачать ее не проблема. Сложности начинаются, если на выбор предложено несколько вариантов, либо же производитель запчастей выпустил что-то лучше, чем было в момент выпуска авто. Для некоторых марок и моделей, чей возраст превышает 10 лет, это бывает критично. Но и здесь проблем не будет, если придерживаться определённых правил, знать назначение, устройство и параметры свечного элемента.
Устройство свечи зажигания
С момента появления бензиновых ДВС устройство системы зажигания практически не меняется в части способа воспламенения топливовоздушной смеси. И существует единая конструкция любой свечи независимо от производителя, даты и страны изготовления.
Через центральный электрод, заключенный в надежный изолятор из керамики, подается положительный заряд. Внизу свечки расположен второй электрод — «минусовой», соединенный с корпусом. В образованном между ними зазоре возникает высоковольтный разряд электричества. Эта искра и воспламеняет топливную смесь.
Искровой зазор свечи
Расстояние между свечными электродами напрямую влияет на воспламеняемость топлива и его выгорание в цилиндре:
- большой зазор — топливовоздушная смесь хорошо воспламеняется и выгорает из-за увеличенной дуги, что повышает и КПД мотора, и мощность;
- маленький зазор — снижается риск пробоя изолятора, ВВ-провода и других элементов системы, искра возникает при меньших токах, КПД и мощность силового агрегата снижается.
Зазор зажигания всегда рассчитывают инженеры, проектирующие двигатель, учитывая большое количество параметров. Расстояние между электродами определяется вплоть до микрон. Именно из-за этого возникает необходимость в замене свечек — с течением времени электрод банально выгорает, что увеличивает зазор и длину электродуги. В конечном итоге силовой агрегат перестает работать в штатном режиме.
Калильное число свечей
Еще один важный параметр для свечек — калильное число, связанное с рабочей температурой деталей. В процессе работы они могут разогреваться до 900°С и выше. С одной стороны, такой нагрев избавляет от нагара — еще одной свечной проблемы. Образовавшийся на рабочей поверхности нагар выступает как изолятор, увеличивающий нагрузку на систему. С другой стороны, перегрев свечек ведет к калильному зажиганию.
Эффект связан с тем, что при нагреве элемента сверх определенной температуры топливовоздушная смесь начинает воспламеняться не от искры, а от самого элемента. В карбюраторных моторах ДВС иногда продолжал работать даже при выключенном зажигании. Продолжалось это до полного выгорания смеси, или же до остывания элементов.
Поэтому калильное число для свечек является критическим, помимо зазора. Оно указывается производителем, и какого-то общего стандарта здесь нет. У одних брендов считается, что чем оно выше, тем до большей температуры может нагреваться элемент. У других производителей все с точностью до наоборот.
Поэтому используется более «житейский» способ классификации калильной: холодные, горячие и средние свечки. И есть такие критерии выбора:
- для двигателя, который часто работает под перегрузкой (формированные, спортивные и т.д.) выбирают холодные свечки;
- в моторы, которые работают долгое время на малых и средних оборотах (учебный транспорт и т.д.) ставят горячие;
- в обычные машины покупают средние.
Для двигателя критическую важность имеет качество работы системы воспламенения топливовоздушной смеси. Поэтому нужно не просто правильно подбирать свечки, но и вовремя их менять.
Когда менять свечи в машине
Интервал замены приводится автопроизводителем в документах авто, и соблюдать его нужно в обязательном порядке.
Однако учащенная замена требуется в ситуациях, когда в двигателе возникает эффект детонации, либо мотор долгое время простаивал. Некачественное топливо также приводит к износу свечек. На состоянии элементов негативно сказывается частая раскрутка силового агрегата до отсечки, езда на максимальных оборотах. Также «убивают» свечки автомобильные пробки и долгая стоянка со включенным ДВС.
Наконец, поводом к замене свечек может стать неисправность мотора. Это не только попадание антифриза или масла в цилиндры, но и обедненная или переобогащённая топливовоздушная смесь.
Какие свечи используют для бензинового и дизельного моторов
Стоит иметь в виду, что есть существенная разница между свечками для дизеля и бензина:
- для бензиновых ДВС используют только свечи зажигания — они именно воспламеняют топливовоздушную смесь;
- для дизельных двигателей применяют свечки накаливания — они подогревают смесь, а топливо воспламеняется от сжатия.
Соответственно, эти элементы сильно зависимы от типа мотора и не являются взаимозаменяемыми.