Выбирая машину, многие учитывают расход топлива на 100 км пробега. Обычно он указывается для городской езды, трассы и смешанного режима. В определенных ситуациях возникает перерасход бензина или солярки, что увеличивает эксплуатационные расходы. Водитель начинает задумываться — почему возникла такая ситуация и как сократить расход.
Причина перерасхода топлива
Следует сразу определиться, что заявленный автопроизводителем расход может быть значительно ниже фактического — он замеряется инженерами в лабораторных условиях. Также он может «плавать» по естественным причинам, таким как: сезонность (в холодное время года он увеличивается), неудовлетворительные дорожные условия (гололедица, грязь, снежная каша, в которых легковой автомобиль буксует), езда с полной загрузкой. Однако есть и вполне объективные факторы, из-за которых возникает большой расход топливной смеси:
- топливо низкого качества. Чем ниже качество бензина или солярки, чем больше в нем примесей, тем хуже оно сгорает в камерах. Карбюраторное авто простое не едет, а инжекторное попросту переобогащает смесь;
- неподходящий бензин. Та же проблема возникает при заправке бензина с более низким октановым числом. Например, ряд двигателей может работать и на 92-ом, и на 95-ом бензине. Но расход 92-го будет на 10-20% выше;
- несвоевременная замена или слишком густое масло двигателя. Из-за повышенной вязкости увеличивается коэффициент не только трения, но и сопротивления. Требуется больше усилий для их преодоления, что влияет на увеличение расхода горючего;
- неисправности двигателя. За работу современного инжекторного мотора отвечает ЭБУ, который получает информацию от множества датчиков. При отклонении их показаний от нормальных (например, ДМРВ дает неверные данные) ЭБУ переходит в аварийный режим, что увеличивает обогащение смеси. В этом случае на панели приборов загорится значок «Check Engine»;
- забитый топливный фильтр. Низкое давление топлива заставляет давать команду на увеличение продолжительности открытия форсунок, из-за чего смесь переобогащается. Нестабильность давления также приводит к негативным последствиям;
- забитый воздушный фильтр. Частички пыли, осевшие в фильтре, также влияют на расход бензина. Воздушное голодание, которое испытывает мотор, заставляет ЭБУ накачивать больше топлива, которое не может сгорать полностью именно из-за отсутствия кислорода в камере сгорания;
- неисправности выхлопной системы. Для нормальной работы любого двигателя требуется беспрепятственный выпуск выхлопных газов. Если забиты каналы или катализатор, мотору приходится преодолевать большое сопротивление и дополнительно тратить горючее;
- электроприборы и другое оборудование. Часть мощности мотора тратится на работу генератора, который его нагружает. Большое количество одновременно включенных потребителей заставляют легковой автомобиль расходовать бензин или солярку;
- шины и колеса. Увеличить расход могут и нештатные колеса (слишком большие или слишком маленькие). Также влияет индекс сопротивления качению, рисунок протектора и даже давление в колесах;
- неисправность ступичных подшипников, тормозной системы. Причиной увеличенного расхода может быть закисший тормозной цилиндр, постоянно притормаживающий колесо, или разбитый ступичный подшипник с выработанной смазкой.
Наконец, на расход влияет стиль вождения. Новички часто перегазовывают, трогаясь с места, и тем самым тратят горючее в никуда. Агрессивное вождение также заставляет двигатель расходовать топливовоздушную смесь в объемах больше, чем обычно.
Еще одной проблемой, из-за которой растет расход топлива, является движение на непрогретом моторе, особенно на малые (до 5 км) расстояния. То же можно сказать и о стоянии в пробках — любой двигатель внутреннего сгорания потребляет горючее на холостом ходу. Объем потребления варьируется от одного стакана до нескольких литров в час.
Как побороть перерасход топлива
Для уменьшения расхода топлива во многих ситуациях достаточно лишь изменить стиль вождения. Но это сработает, если в технической исправности нет сомнений. Если же причины увеличения расхода связаны именно с техническим аспектом, то придется провести диагностику. Легковой автомобиль состоит из множества узлов, однако перерасход почти всегда бывает связан с неисправной системой питания двигателя. Стоит обратиться в сервис с подобной проблемой. Мастера, как правило, быстро выявляют и устраняют неисправность.