В автомобиле постоянно слышны звуки: шум двигателя, шуршание покрышек, удары мелких камушков из-под колес, скрипы подвески. Даже при непродолжительных поездках они способны утомить и вызвать раздражением. Поэтому многие ответственно подходят к вопросы шумоизоляции автомобиля – акустический комфорт важен и водителю, и его пассажирам.
Что представляет собой шумоизоляция в авто
Шумоизоляция, или как ее называют, «шумка» – комплекс мероприятий, связанных с установкой вибро- и звукоизоляционных материалов на кузовные элементы автомобиля, препятствующих попаданию внешних звуков внутрь салона. «Шумка», помимо повышения акустического комфорта, решает еще несколько проблем:
- защита кузова автомобиля от коррозии – правильно уложенные материалы полностью покрывают уязвимые к коррозии элементы кузова, исключают прямой контакт с влагой и реагентами;
- услужение климата в салоне – вибро- и звукоизоляционные материалы обладают низкой теплопроводностью, благодаря чему в салоне теплее зимой и прохладнее летом;
- улучшение качества звучания мультимедиа – «шумка» препятствует эхообразованию, а также исключает «дребезг» элементов отделки салона.
Наконец, в салоне автомобиля можно разговаривать, не повышая голоса, причем независимо от скорости движения.
Классификация шумоизоляции
Существует несколько способов классификации шумоизоляционных материалов, используемых в автопроме. Например, разделяют их по способу нанесения (клеевой или напыление), составам и другим параметрам. Но более удобной является классификации по цели использования.
Для шумоизоляции салонной отделки используют уплотнительные материалы. Чаще всего они представляют собой прорезиненный войлок, который укладывается под пластиковые детали и тем самым исключает их подвижность. Широко применяют в бюджетных авто, где присутствуют «сверчки» (характерные скрипящие звуки).
Для устранения звуков, связанных с вибрацией, используют виброизоляционные составы. В основном, это толстая резина или специальная мастика. Используют и для бюджетных авто, и для среднебюджетных машин. В премиальном сегменте, как правило, не требуются.
Звуколизоляция гасит акустическим шумы, распространяемые по воздуху. Это различные пористые материалы, которые эффективно гасят или поглощают звуковые волны. Используются для повышения акустического комфорта автомобиля любого класса.
Нельзя однозначно сказать, какая «шумка» лучше, и какую нужно ставить в конкретную марку и модель авто. Решение принимают специалисты с учетом различных параметров. Как правило, применяют комбинированные решения с учетом их преимуществ и недостатков.
Преимущества и недостатки автомобильной шумоизоляции
К основным преимуществам даже простейших напыляемых шумоизолирующих составов является существенное повышение акустического комфорта. Если же «шумку» сделал опытный мастер, то в машине будет всегда тихо.
А вот к недостаткам шумоизолирующих мероприятий стоит отнести:
- продолжительность работ – владелец остается без автомобиля на 5-7 дней, поскольку качественная работа предполагает почти полную разборку салона и демонтаж некоторых элементов авто;
- высокую стоимость – работы под ключ обходятся дорого, и чем ниже класс авто, тем дороже будет стоить «шумка»;
- относительную недолговечность – со временем потребуется обновление материалов, причем некоторые из деградируют в течение 12-18 месяцев.
С учетом недостатков, многие автолюбители не делают полную «шумку» сразу, а улучшают акустические свойства локально.
Выбор мест для шумоизоляции
Наиболее проблемные зоны есть у каждого авто, причем независимо от его класса. И начинают, обычно, с дверей – их полая конструкция существенно усиливает звуки, а дверные карты не спасают даже в премиальных авто.
Следующий элемент, на который обращают внимание опытные мастера – область пола, особенно со стороны двигателя. Специалисты делают сплошной переход с перегородки моторного отсека к полу и тщательно заделывают крепления кресел и других элементов салона. Ведь заводская «шумка» пола довольно посредственная, причем даже в премиальных авто.
Колесные арки – следующий элемент, который шумоизолируют мастера. Ведь шорох покрышек и звук ударов мелких камушков и песчинок из-под колес «собирают» именно они. Поэтому акустическая мастика или альтернативный вариант становится «must have» для колёсных арок.
Стоит сделать и «шумку» крыши – благодаря этому в салоне будет тихо даже в сильный ливень и дождевые капли не будут досаждать водителю и пассажирам своим стуком. А вот багажник имеет смысл шумоизолировать при установке в него сабвуфера. В остальных случаях задний ряд кресел автомобиля будет отлично поглощать звуки, а вибраций в багажнике, как правило, не возникает.
Где делать шумоизоляцию автомобиля
Автовладельцу, решившему поставить «шумку», придется выбрать, кто и как ее будет монтировать. Можно сделать все своими руками, однако результат может оказаться далеким от ожиданий. К тому же потребуются знания, навыки, инструмент и подходящее место на 1-2 недели.
Лучше доверить работы специалистом профильной мастерской. Причем ориентироваться нужно не на низкую цену, а на опыт и отзывы знакомых автолюбителей. Лучше, если делать ее будет мастер, который уже проводил такие работы для вашего знакомого и результат вы смогли оценить лично.
Полезные советы и рекомендации по шумоизоляции
Лучшее, что можно посоветовать водителю, который хочет поставить шумоизоляцию – не пытаться все сделать своими руками. Если не хватает бюджета, то стоит прибегнуть к поэтапной установке. Таким образом получится и снизить нагрузку на кошелек, и в то же время не оставаться надолго без автомобиля.