В любом современном автомобиле аккумулятор играет важную роль, поскольку обеспечивает запуск мотора и питает бортовую сеть при выключенном двигателе, включая охранную сигнализацию. К сожалению, из-за высоких нагрузок, химических реакций и законов физики, с аккумуляторной батареей (АКБ) возникают разные проблемы, начиная с постепенного разряда и заканчивая выходом из строя.
Причиной неработоспособности АКБ может стать неисправность генератора, вследствие чего он не выдает достаточный для восстановления заряда ток. Могут возникать и другие проблемы: сульфация пластин, короткое замыкание, испарение электролита, окисление клемм и даже повреждение корпуса.
Сроки службы автомобильного аккумулятора
Конечно, срок беспроблемной работы батареи зависит от многих факторов:
- режим использования автомобиля — продолжительность поездок, климатические условия и прочие подобные факторы;
- типа аккумуляторной батареи — гелевые варианты и AGM в среднем работают дольше обычных кислотных;
- технического обслуживания — при уходе за АКБ срок его службы увеличивается иногда в 2-3 раза.
Реальный срок службы АКБ перед его покупкой предугадать по вышеуказанным причинам невозможно. Среднестатистическая батарея работает 3-4 года, качественная способна отработать и 5-7 лет, после чего требуется ее замена. Иногда АКБ «сдается» уже на вторую зиму. В редких (можно сказать, исключительных) случаях АКБ работает 9 лет и более, не доставляя проблем владельцу в принципе. Причем речь идет не о гелевых или AGM батареях, а о штатных АКБ, которые устанавливает автопроизводитель при продаже автомобиля. И стоит заметить, речь идет не об авто премиального сегмента.
Но даже беспроблемные батареи могут преподносить различные сюрпризы. За всю историю использования АКБ в автопроме скопилась достаточно обширная статистика по наиболее типичным неполадкам.
Типичные летние и зимние проблемы с аккумулятором
Из-за коротких поездок, высокой температуры, нерегулярного использования машины пусковая мощность даже надежной батареи падает. И чем она старше, тем быстрее теряется ток. Жара в таких условиях — усугубляющий фактор, поскольку при нагреве АКБ до температуры хотя бы +35°С в электролите запускаются необратимые химические реакции, которые разрушают батарею.
Вода в жару из электролита испаряется, из-за чего концентрация кислоты растет и, как следствие, увеличивается сульфатизация пластин. Оголяющиеся пластины вследствие падения уровня начинают окисляться, растет саморазряд.
В определенный момент процесс заходит настолько далеко, что АКБ попросту не обеспечивает пусковой ток, достаточный для вращения стартера и коленвала и возникновения хорошей искры на свечах. Не запустившийся двигатель становится настоящим сюрпризом для водителя.
В зимний период электролит замерзает, причем даже на новых АКБ. Если же батарея старая, и в ней уже запущены процессы сульфатизации пластин, наблюдается недостаток электролита, а проблемы с запуском ДВС по причине разряженного аккумулятора возникают с завидным постоянством.
Что касается новых батарей, то при отрицательной температуре, чем холоднее электролит, тем ниже процент емкости батареи от номинала. Всего при -10°С емкость АКБ не превышает 80% номинальной, при -20°С она составит всего 65%, а при -30°С — скромные 50%. Но емкость и пусковой ток — разные характеристики батареи. И если в автомобиле стоит «южная» АКБ с низким пусковым током, то проблем зимой будет не избежать.
Как продлить срок службы аккумулятора
Срок эксплуатации любой АКБ может быть продлен, если уделить достаточно внимания банальному обслуживанию и транспортного средства, и его электросети. И в первую очередь следует позаботиться о чистоте корпуса батареи. Ведь с течением времени на нем скапливается пыль, которая в определенных условиях начинает проводить ток и способствовать увеличению разряда.
Не меньшее внимание нужно уделить затяжке клемм. Периодически нужно снимать клеммники (сначала «-», потом «+»), очищать контактные поверхности наждачкой и на АКБ, и на проводах, затем возвращать их на место и тщательно затягивать (лучше пользоваться динамометрическим ключом).
Стоит постоянно контролировать уровень электролита и измерять его плотность. Электролит также стоит периодически менять. Можно купить его в готовом виде и отдельно приобрести дистиллированную воду и ареометр. В сети легко найти инструкцию по замене электролита с использованием ареометра.
Неменьшее внимание нужно уделить и режиму использования автомобиля. Если поездки короткие и (или) совершаются нечасто, АКБ стоит периодически подзаряжать. Это не только продлит срок ее жизни, но и гарантирует беспроблемный запуск в сложных условиях.
Полезным будет забирать домой аккумулятор для исключения агрессивного температурного воздействия — сильной жары или лютого мороза. Двери в таком случае закрываются на ключ, по крайней мере такая опция все еще есть у большинства марок и моделей.
Не стоит забывать об исправности бортовой электросети. Генератор должен выдавать необходимый для зарядки батареи ток. В бортовой сети не должно быть коротких замыканий, а мощные потребители не стоит подключать к ней в период, когда двигатель заглушен.