Любой водитель знает, что перегрев двигателя — опасное явление. Оно может привести к таким неприятным последствиям, как плавление и выгорание поршней, деформация ГБЦ и способно довести мотор до «капиталки» в считанные минуты. Но не все знают, что делать в ситуации перегрева и как сделать так, чтобы силовой агрегат работал только в пределах штатной температуры.
Причины перегрева двигателя
Для начала следует разобраться в рабочей температуре мотора. Она составляет 80-90°С. Дальнейшее повышение температуры не идет силовому агрегату на пользу, поэтому уже при 91-92°С включается принудительное охлаждение радиатора, а при достижении температуры 100°С почти во всех автомобилях на приборной панели загорается предупреждающий о перегреве сигнал.
Мотор обычно перегревается по достаточно ограниченному списку причин:
- уровень охлаждающей жидкости недостаточен для эффективной работы системы охлаждения двигателя;
- охлаждающая жидкость деградировала и не в состоянии эффективно отводить тепло;
- сломался один из обязательных элементов системы охлаждения — термостат, помпа, вентилятор принудительного охлаждения радиатора;
- разгерметизация системы охлаждения.
Кроме того, до сих пор встречаются инженерные просчеты, когда система охлаждения в принципе не в состоянии справиться с охлаждением силового агрегата. Например, это может быть связано с малой площадью радиатора, низкопроизводительной помпой или теснотой в подкапотном пространстве.
К счастью, практически все указанные причины при перегреве позволяют добраться до станции техобслуживания своим ходом, причем ехать можно даже при сломавшейся помпе или с нерабочим термостатом. Чтобы избежать проблем, нужно обеспечить стабильно набегающий поток воздуха, при этом держать малые обороты (1,5-2 тыс./мин) и следить за показаниями приборов. Как только стрелка достигнет красной зоны (или загорится индикатор перегрева), движение нужно прекращать, открывать капот и ждать, пока машина не остынет. Зимой ожидание займет от силы 30-40 минут, летом вдвое больше. Если же пытаться ехать на перегретом силовом агрегате, то возможны неприятные последствия.
Чем опасен перегрев двигателя
Перегрев приводит к неправильной работе механизмов силового агрегата. Исчезают технологические зазоры, детали трутся с повышенной силой, система смазки оказывается неэффективной. Все это грозит неприятностями, такими как:
- плавление и выгорание поршней двигателя;
- деформация и потеря герметичности головки блока с одновременным выгоранием прокладки;
- растрескивание межпоршневых перегородок;
- множественные течи смазки;
- проворот и деформация вкладышей;
- поломка коленвала.
Как итог — мотор может дойти до состояния «восстановлению не подлежит». Но все зависит от того, насколько долго работал силовой агрегат под перегревом. Первую стадию (небольшое оплавление поршней) современный мотор может и «не заметить» и никак не выдаст того, что перегревался. Продолжительность работы в нештатных условиях — до 10 минут, однократно.
Вторая стадия более «опасная». Если силовой агрегата работал под перегревом порядка 20 минут, возможно растрескивание ГБЦ и выгорание прокладки, искривление плоскостей и растрескивание межпоршневых перегородок. Масло начинает убегать именно на этой стадии.
Третья, последняя стадия уже критическая. При продолжительной работе на запредельной температуре ДВС может попросту заклинить. Восстановлению он уже, к сожалению, не подлежит. Поэтому каждый водитель должен знать, что делать, если мотор начал перегреваться. От правильности действий зависит жизнеспособность силовой установки транспортного средства.
Действия, если перегрелся мотор
Заметив перегрев, водитель часто пугается и начинает ошибаться. В этот момент в его голове может кричать панический голос «Тормози, глуши!». Но поддаваться эмоциям не стоит — вероятность совершить ошибки возрастает. Сам же алгоритм правильных действий одинаков независимо от источника проблем.
Сразу стоит произвести включение салонного отопителя. «Печка» относится к системе охлаждения авто, работает «на малом круге» и эффективно отбирает тепло у силового агрегата. Если дело происходит летом, то нужно перевести режим работы отопителя на максимальную температуру, выставить предельную скорость вентилятора «печки», переключить систему на обдув пассажиров, открыть полностью окна и направить в них боковые дефлекторы. Дальнейшие действия зависят от температуры воздуха, которым дует отопитель:
- горячий воздух — двигатель продолжает охлаждаться печкой, антифриза достаточно, можно продолжить движение, но обязательно сбросить обороты (набегающий воздух дополнительно охлаждает мотор);
- холодный воздух — мотор не охлаждается никаким способом, поэтому нужно прекратить движение, выключить зажигание, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и открыть капот.
Точно не стоит при перегреве открывать крышку радиатора, лить на мотор воду или доливать охлаждающую жидкость в неостывшую систему. Эти действия породят еще больше проблем.
Профилактика перегрева двигателя
Следует понимать, что у исправного автомобиля мотор никогда не перегреется сам по себе, для этого всегда есть причины. Даже если налицо инженерный просчет автопроизводителя, то и здесь перегрев будет связан с длительной нагрузкой.
Поэтому всегда следует придерживаться профилактических мер, которые помогут избежать проблем с превышением рабочей температуры. Как минимум, силовому агрегату требуется своевременное техническое обслуживание и замена рабочих жидкостей в соответствии с нагрузкой.
Не следует забывать о контроле уровня охлаждающей жидкости. На остывшем моторе он должен быть выше отметки «MIN», на нагретом — не выше отметки «MAX». Также нужно следить за состоянием радиатора, вовремя прочищать его на мойке высокого давления. Для двигателя в условиях южных регионов критически важна своевременная мойка — «пылевое одеяло» на нем выступает эффективным утеплителем, который мешает рассеивать часть тепла естественным образом.