Перегрев двигателя

Любой водитель знает, что перегрев двигателя — опасное явление. Оно может привести к таким неприятным последствиям, как плавление и выгорание поршней, деформация ГБЦ и способно довести мотор до «капиталки» в считанные минуты. Но не все знают, что делать в ситуации перегрева и как сделать так, чтобы силовой агрегат работал только в пределах штатной температуры.

Причины перегрева двигателя

Для начала следует разобраться в рабочей температуре мотора. Она составляет 80-90°С. Дальнейшее повышение температуры не идет силовому агрегату на пользу, поэтому уже при 91-92°С включается принудительное охлаждение радиатора, а при достижении температуры 100°С почти во всех автомобилях на приборной панели загорается предупреждающий о перегреве сигнал.

Мотор обычно перегревается по достаточно ограниченному списку причин:

Кроме того, до сих пор встречаются инженерные просчеты, когда система охлаждения в принципе не в состоянии справиться с охлаждением силового агрегата. Например, это может быть связано с малой площадью радиатора, низкопроизводительной помпой или теснотой в подкапотном пространстве.

К счастью, практически все указанные причины при перегреве позволяют добраться до станции техобслуживания своим ходом, причем ехать можно даже при сломавшейся помпе или с нерабочим термостатом. Чтобы избежать проблем, нужно обеспечить стабильно набегающий поток воздуха, при этом держать малые обороты (1,5-2 тыс./мин) и следить за показаниями приборов. Как только стрелка достигнет красной зоны (или загорится индикатор перегрева), движение нужно прекращать, открывать капот и ждать, пока машина не остынет. Зимой ожидание займет от силы 30-40 минут, летом вдвое больше. Если же пытаться ехать на перегретом силовом агрегате, то возможны неприятные последствия.

Чем опасен перегрев двигателя

Перегрев приводит к неправильной работе механизмов силового агрегата. Исчезают технологические зазоры, детали трутся с повышенной силой, система смазки оказывается неэффективной. Все это грозит неприятностями, такими как:

Как итог — мотор может дойти до состояния «восстановлению не подлежит». Но все зависит от того, насколько долго работал силовой агрегат под перегревом. Первую стадию (небольшое оплавление поршней) современный мотор может и «не заметить» и никак не выдаст того, что перегревался. Продолжительность работы в нештатных условиях — до 10 минут, однократно.

Вторая стадия более «опасная». Если силовой агрегата работал под перегревом порядка 20 минут, возможно растрескивание ГБЦ и выгорание прокладки, искривление плоскостей и растрескивание межпоршневых перегородок. Масло начинает убегать именно на этой стадии.

Третья, последняя стадия уже критическая. При продолжительной работе на запредельной температуре ДВС может попросту заклинить. Восстановлению он уже, к сожалению, не подлежит. Поэтому каждый водитель должен знать, что делать, если мотор начал перегреваться. От правильности действий зависит жизнеспособность силовой установки транспортного средства.

Действия, если перегрелся мотор

Заметив перегрев, водитель часто пугается и начинает ошибаться. В этот момент в его голове может кричать панический голос «Тормози, глуши!». Но поддаваться эмоциям не стоит — вероятность совершить ошибки возрастает. Сам же алгоритм правильных действий одинаков независимо от источника проблем.

Сразу стоит произвести включение салонного отопителя. «Печка» относится к системе охлаждения авто, работает «на малом круге» и эффективно отбирает тепло у силового агрегата. Если дело происходит летом, то нужно перевести режим работы отопителя на максимальную температуру, выставить предельную скорость вентилятора «печки», переключить систему на обдув пассажиров, открыть полностью окна и направить в них боковые дефлекторы. Дальнейшие действия зависят от температуры воздуха, которым дует отопитель:

Точно не стоит при перегреве открывать крышку радиатора, лить на мотор воду или доливать охлаждающую жидкость в неостывшую систему. Эти действия породят еще больше проблем.

Профилактика перегрева двигателя

Следует понимать, что у исправного автомобиля мотор никогда не перегреется сам по себе, для этого всегда есть причины. Даже если налицо инженерный просчет автопроизводителя, то и здесь перегрев будет связан с длительной нагрузкой.

Поэтому всегда следует придерживаться профилактических мер, которые помогут избежать проблем с превышением рабочей температуры. Как минимум, силовому агрегату требуется своевременное техническое обслуживание и замена рабочих жидкостей в соответствии с нагрузкой.

Не следует забывать о контроле уровня охлаждающей жидкости. На остывшем моторе он должен быть выше отметки «MIN», на нагретом — не выше отметки «MAX». Также нужно следить за состоянием радиатора, вовремя прочищать его на мойке высокого давления. Для двигателя в условиях южных регионов критически важна своевременная мойка — «пылевое одеяло» на нем выступает эффективным утеплителем, который мешает рассеивать часть тепла естественным образом.

Возможно вам будет интересно:
  • Возможные проблемы с аккумулятором

    В любом современном автомобиле аккумулятор играет важную роль, поскольку обеспечивает запуск мотора и питает бортовую сеть при выключенном двигателе, включая охранную сигнализацию. К сожалению, из-за высоких нагрузок, химических реакций и законов физики, с аккумуляторной батареей (АКБ) возникают разные проблемы, начиная с постепенного разряда и заканчивая выходом из строя.

  • Мойка машины

    О пользе мойки автомобиля знает каждый автолюбитель. Чистый кузов не только выглядит презентабельно, но и позволяет своевременно заметить дефекты ЛКП. К тому же грязь на поверхности авто приводит к ускоренной коррозии, особенно в зимний период, когда на дороги высыпают тонны песчано-солевой смеси.

  • Почему потеют стекла в машине?

    Многие водители часто интересуются, почему потеют стекла автомобиля и как можно решить проблему. Интерес у них отнюдь не праздный — в результате процесса сильно падает обзор вплоть до того, что двигаться на машине оказывается небезопасно или вовсе невозможно. Для решения проблемы нужно разобраться в физике процесса и на основании выводов выбрать наилучший способ борьбы с запотеванием.

  • Техническое обслуживание автомобиля

    Любой механизм нуждается в регулярном обслуживании, и автомобиль, будучи технически сложным изделием, нуждается в нем особенно. От того, насколько качественно и регулярно проводится его техническое обслуживание (ТО), зависит отказоустойчивость, надежность и долговечность. Поэтому каждый автовладелец должен иметь представление о ТО, минимальном составе работ, периодичности проведения и возможных проблемах.

Услуги автошколы «Вектор»
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(АКПП)
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(МКПП)
Дистанционное обучение в автошколе
Дистанционное обучение в автошколе
Восстановление навыков вождения
Восстановление навыков вождения
Корпоративное обучение
Корпоративное обучение
Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.