Каждый водитель при покупке подержанного автомобиля хочет узнать его пробег — не тот, который указан продавцом, а реальный. Ведь именно этот параметр указывает на оставшийся ресурс большинства узлов и агрегатов, от мотора и трансмиссии до подвески. Ни возраст, ни что-то другое не скажет о машине больше, чем ее фактический пробег. И несмотря на все ухищрения автопроизводителей, находятся умельцы, которые могут скрутить его бесследно. К счастью, цифровизация дала возможность установить реальный пробег автомобиля еще до его приобретения.
Как узнать пробег автомобиля через интернет
Сведения о пробеге в виде фактических показаний одометра попадают в базы данных автодилеров и ГИБДД. Откуда поступает информация? Пробег автомобиля указывается официальной станцией техобслуживания при осуществлении сервисных, гарантийных и внегарантийных работ. Запросить сведения можно даже через Госуслуги, не считая множество онлайн-сервисов проверки истории автомобиля. Как проверить показания одометра через них? Достаточно указать госномер, а лучше — VIN-код.
Определить реальные показания одометра можно и на хорошо оснащенной станции технического обслуживания. Ведь реальный пробег автомобиля фиксируется не только одометром (который чаще всего и «скручивают»), но и некоторыми другими агрегатами транспортного средства. Например, почти все современные автоматические трансмиссии с электронным блоком управления ведут свой подсчет, по которому можно узнать пробег. Косвенно о нем можно судить даже по показаниям ЭБУ системы климат-контроля.
Конечно, не всегда сканер СТО выводит точные данные. Но, например, определить факт сокрытия пройденного километража можно считыванием ошибок. ЭБУ кондиционера может содержать сведения об ошибке, которая появилась на 79 тыс. км. При этом показания одометра могут иметь значение, например, о прохождении всего 55 тыс. км. или и того меньше. По вполне понятным причинам, от приобретения такого автомобиля лучше воздержаться.
Зачем нужно определять реальный пробег транспортного средства
Основная опасность, которая грозит покупателям без предварительной проверки автомобилей на фактически пройденный километраж, заключается в неизвестном ресурсе узлов и агрегатов. Получается, что приобретается «кот в мешке», который может оказаться вполне жизнеспособным, бодрым и беспроблемным, а может начать «сыпаться» на следующий день после заключения договора.
Соответственно, владелец, который не удосужился проверить показания одометра на «вменяемость», рискует выйти (иногда — очень далеко) за рамки планируемого бюджета владения. Изношенной машине может потребоваться дорогостоящий ремонт. Кроме того, перепродать по нормальной цене такое авто тоже не получится.
Следовательно, новому владельцу грозят существенные финансовые потери, начиная с возможной переплаты за изношенный авто и заканчивая расходами на его эксплуатацию. Если добавить к этому потерю в цене при последующей продаже, итог довольно печален. Для некоторых моделей и марок на «кон» ставится 1-2 млн. руб.
Но чем дороже машина, тем чаще ее бывший владелец (особенно, если он гонял на авто «на износ») стремится скрутить показания одометра, причем мастера могут скручивать его на всех узлах, удалять записи об ошибках или подменять их. Но даже в этом случае узнать о примерном километраже можно по косвенным признакам.
Как узнать о большом пробеге по вторичным признакам
Несоответствие показаний одометра заявленному видно всегда, причем правило работает в обе стороны: можно найти авто в идеальном и техническом, и визуальном состоянии, но с показаниями километража в 300-500 тыс. км. А можно найти объявление о продаже трехгодовалого, «ушатанного» авто с показаниями на одометре в 10 тыс. км.
Предположить фактический пробег можно даже бесплатно, если лично посмотреть на машину и состояние некоторых ее узлов.
- можно проверить состояние тормозных дисков. Этот прием сработает при осмотре авто не старше 3 лет. Признаком «скручивания» будет их высокий износ или абсолютно новое состояние. Ведь их срок службы составляет 80-120 тыс. км. в среднем;
- состояние ЛКП передних панелей (бампер, капот, крылья) и ветрового стекла покажет, насколько цифры на одометре не соответствуют фактически пройденным километрам. Ведь за 30-40 тыс. км стекло покрывается микроцарапинами, а ЛКП — сколами, которые видны под косыми лучами света. Чем больше сколов и микроцарапин, тем больше проехал автомобиль. Кроме того, в маркировке автостекол нередко указывается год изготовления, который должен соответствовать возрасту осматриваемого транспортного средства;
- износ салона поможет проверить слова продавца о реальности показаний одометра. Длительное использование выдаст состояние обивки руля и рукоятки КПП (теряют вид на 70-100 тыс. км.), накладок на педалях (к 100 тыс. км. теряют рельеф), дырки на коврике под педалями (70 тыс. км). Если указанные элементы новые, то скорее всего машина «разменяла» первые или очередные 100 тыс. км. Еще одной деталью, которую часто забывают поменять, являются кнопки стеклоподъемников и магнитолы. Они, как правило, бывают сильно потрепанные после 50-70 тыс. км;
- документы на автомобиль, такие как сервисная или гарантийная книжка, покажут, с каким километражем машина поступала на обслуживание. При отсутствии этих книжек стоит задуматься — действительно ли их потеряли, или продавец что-то скрывает? Особенно это актуально, если покупаемая машина только-только снята с гарантии по причине возраста (3-5 лет).
Для проверки автомобилей лучше брать с собой опытного автолюбителя, который успел сменить несколько машин. Он подскажет, на что обратить внимание, и даже по результатам беседы с продавцом сможет заподозрить скрученность показаний одометра.