Достаточно давно в России ввели утилизационный сбор. Его цель — финансирование утилизации автомобилей в соответствии с действующими техническими и экологическими требованиями, которые действуют на всей территории России. Утилизационный сбор на автотранспорт оплачивают как при производстве авто в РФ, так и при ввозе машины в страну.
Что такое утильсбор
Вполне естественно, что любой автотранспорт не вечен, и даже новая «ласточка» рано или поздно придет в негодность. И когда его ремонт становится нецелесообразным, от машины избавляются — продают на запчасти или утилизируют. Последний вариант стал проблемой для страны — многие, не желая оплачивать утилизацию, просто снимают автотранспорт с регистрации и бросают где-нибудь. Но любой авто довольно токсичен для природы, поэтому власти приняли решение заранее взымать деньги с владельцев, чтобы у них не было соблазна поступить таким образом со своим транспортным средством. Так и появился в России утильсбор.
Соответственно, автовладелец, который решил избавиться от своего автотранспорта, может привести его на пункт утилизации и сдать, не выплачивая почти ни копейки, если автомашина выпущена после 2012 года. А за более старые авто платить все же придется, но немного.
На какие авто распространяется утильсбор в Российской Федерации
Взымаемые властями деньги распространяются только на автомобили, которые:
- ввозятся в страну импортерами — утильсбор оплачивает импортер, как правило, автосалон;
- производятся на территории страны — сбор оплачивает непосредственно автопроизводитель;
- ввозятся в страну для постоянной эксплуатации частными лицами — платит владелец автомобиля;
Также плата распространяется на владельцев автомобилей в стране, если они ранее не оплатили его. Например, это может быть в случае выпуска автотранспортного средства до 01 сентября 2012 года.
От чего зависит сумма сбора на машины
Сумма сбора существенно зависит от нескольких факторов, наиболее важными из которых являются возраст транспортного средства, тип и объем двигателя, категория авто, допустимая масса и тип таможенного оформления. Также влияет и тип транспортного средства. Если для легковушек сейчас установлен тариф 20 000 рублей без учета коэффициентов (для частных лиц), то для автотранспорта других категорий (грузовики, автобусы и т.д.) в России придется заплатить 150 000 рублей.
Однако на этот базовый тариф действуют понижающие и повышающие коэффициенты. Они распространяются только на частных лиц. Автопроизводители и импортеры платят по несколько иным тарифам. А частные лица, ввозящие автотранспорт (новый или подержанный) в страну, платят с учетом коэффициентов. Так, за микролитражки (объем двигателя до 1 литра) и электрокары моложе 3-х лет сейчас потребуется заплатить всего 3 400 рублей. А вот за автомобиль старше 3-х лет с объемом двигателя свыше 3,5 литров нужно платить 1 623 800 рублей.
Естественно, в России на подобные сборы автолюбители реагируют болезненно. Ведь это повлекло за собой рост цен на импортируемый автотранспорт. С учетом того, что многие автопроизводители ушли из Российской Федерации или изначально не поставляли многие модели, ценник на весь импорт резко ушел в рост и снизил доступность автотранспорта, особенно премиального сегмента и спорткаров, на которые расценки и без того «кусаются».
Как влияет утильсбор на стоимость автомобиля в России
Произошедшее в октябре 2024 года повышение тарифов вызвало усиленный рост цен на весь импортируемый автотранспорт. Импортеры (автосалоны и частные лица-перекупщики) попросту вынуждены увеличить прайс на представляемый модельный ряд. В совокупности с ростом расходов на логистику (а это 10-30% расходов на импорт) ожидается увеличение ценника почти на 20%.
К сожалению, в России из-за повышения тарифов больше всего уже подорожал (и еще больше подорожает) импортируемый легковой автотранспорт с объем силового агрегата 2 литра и более. Рассмотрим, для примера, популярную модель авто VW Jetta VA 3. На закупке цена составляет всего 890 000 рублей. Но из-за акцизов, НДС, пошлин и прочих платежей конечный ценник достигает 2,5 млн. рублей. Из них 1/5 приходится именно на утильсбор. Еще столько же приходится на доставку, растаможку и НДС.
Установленные на машины расценки ударят и по автобрендам из Китая. Их новые модели сейчас пользуются в стране спросом, однако рост расценок даже на 10% отпугнет часть покупателей. Вряд ли автопроизводитель, чтобы не платить утильсбор, перенесет производство в Российскую Федерацию. Но снизить часть собственной маржи вполне может.
Не стоит думать, что такие расходы коснутся только премиум или среднебюджетного сегмента. Больше всего подорожает бюджетный класс автомобилей, так как они пользуются наибольшим спросом среди покупателей в России.
Многие автолюбители сходятся во мнении, что введение утильсбора для экономики страны является способом поддержки местных автопроизводителей. Дело в том, что стимулирование продаж автотранспорта, произведенного на территории Российской Федерации, обеспечивает существенное пополнение казны, дает рабочие места и сохраняет темпы развития экономики регионов. Соответственно, более привлекательный ценник на автомобили, произведенные в стране, повышает лояльность покупателей, не готовых платить огромные деньги за бюджетную иномарку, выпущенную где-нибудь в Корее, Японии или на автозаводе в Европе.
Есть мнение, что действующий порядок цен на новые транспортные средства изменится и, к сожалению, в большую сторону. Увеличение будет связано как с ростом расходов на утилизацию, так и с общей инфляцией. Если уже сейчас 20 000 рублей едва хватает для покрытия утилизационных расходов, то через год их уже точно не хватит, и произойдет новое повышение.
Тем не менее, динамика продаж автомобилей не падает, и все больше пешеходов мечтает сесть за руль. Ведь производимые на местных заводах автомашины все еще стоят не очень дорого. А потому — имеет смысл получить права, тем более что размер платы за обучение в автошколе Вектор более чем привлекателен. Запишитесь в группу по телефону, лично или закажите звонок менеджера на сайте автошколы.