Перед, а часто и после выпуска новой модели автомобиля на рынок производится краш-тест на безопасность. В его ходе выявляются слабые места конструкции, которые автопроизводитель по возможности исправляет. Проверяется и активная, и пассивная безопасность автомобиля. И результаты тестирования следует учитывать каждому, кто выбирает себе новую и даже подержанную машину.
Что такое краш-тест автомобилей
Краш-тест автомобиля — это специальное испытание, при котором транспортное средство намеренно сталкивается с препятствием для оценки уровня повреждений кузова, элементов салона и манекенов, которые находятся внутри машины. С некоторого времени проводится тестирование безопасности и при столкновении автотранспорта с пешеходом. В целом существует 4 вида тестирования.
- лобовой удар — авто разгоняется и сталкивается с бетонным блоком или алюминиевым кубом, имитирующим встречное транспортное средство. Масса препятствия не должна быть меньше 1,5 т для реалистичности испытания. А с 1997 Euro NCAP требует перекрытия при столкновении не менее 40% лобовой проекции;
- боковые удары — автомобиль подвергается удару алюминиевым барьером на тележке, имитируя столкновение с перпендикулярно движущимся автомобилем. Скорость столкновения составляет не менее 65 км/ч, вес барьера составляет все те же 1,5 т;
- удары сзади — в корму машины ударяют барьером весом 0,95 т на скорости 35 км/ч;
- столкновение с пешеходом — машина на скорости 20-40 км/ч врезается в манекен, имитирующий пешехода.
Во всех видах тестирования используются специальные манекены, оснащенные датчиками. Наибольшее внимание уделяется повреждениям головы и позвоночника, включая шейный отдел. Деформации, полученные манекеном, оцениваются по балльной системе, и на основе суммы баллов определяется степень безопасности автомобиля.
Необходимость краш-тестов
Еще в 30-х годах прошлого века автомобильные аварии стали проблемой — сначала в США, а затем и в других странах. Инженеры задумались над тем, как строить не просто красивые, но еще и безопасные машины. Так стали появляться математические модели, которые, естественно, пришлось проверять на практике. Именно это стало предлогом для проведения различных краш-тестов.
Такое тестирование позволяет конструкторам проверить соответствие их математической модели реальности, а также:
- выявить конструктивные дефекты авто — краш-тестирование показывает слабые места машины, что позволяет улучшить зоны деформаций, переделать ремни и перенастроить системы активной безопасности;
- сократить риски для водителя, пассажира, пешеходов — информация о степени повреждений манекена в критических точках позволяет перенастроить машину до вывода на рынок таким образом, чтобы в случае ДТП негативный эффект оказался минимальным;
- соответствие стандартам — без оценки степени опасности транспортного средства невозможно получить необходимые сертификаты, допускающие модель к свободной продаже.
Примечательно, что проверку проходят не все выводимые на рынок модели. Ведь такое испытание обходится довольно дорого. И если речь идет о каком-то «народном» авто, то оно не подвергается таким испытаниям автопроизводителям.
Однако новые машины строят на унифицированных платформах. И как раз эти платформы, в той или иной вариации модельного ряда, тестирование проходят. Поэтому при выборе новенького транспортного средства в автосалоне стоит заранее изучить рейтинги и выяснить, насколько безопасным окажется автомобиль в случае ДТП.
Как оценить безопасность машины по краш-тестам
Поскольку государства и автопроизводители заинтересованы в повышении безопасности на дорогах, тестирование является одним из обязательных условий. И потому к продаже допускаются только те модели, которые набирают больше 3 «звезд». Однако дело не в «звездах». Важно научиться читать результаты тестирования.
Рассмотрим проверку на основе краш-теста Euro NCAP (на самом деле ассоциаций довольно много — от китайских и японских до американских). Здесь инженеры отдельно оценивают воздействие ДТП на взрослых, детей, пешеходов и отработку активных систем. Оценка идет в процентах, по итогам которых присваиваются «звезды».
Поэтому лучше смотреть на:
- видео столкновения — позволяет оценить степень повреждения авто и смещение кузовных и конструктивных элементов;
- схемы повреждений манекенов — поможет оценить степень повреждений тела человека;
- комментарии — эксперты часто составляют комментарии к проверке, например, отмечают, что после столкновения разрушилась герметичность топливной магистрали и горючее стало вытекать.
Также следует учитывать, что к тестированию безопасности в разных странах предъявляют отдельные требования, но в большинстве случаев рассматривается типичная ситуация столкновения машин на скорости около 60 км/ч. Это значит, что на скорости 70 км/ч и выше картинка может сильно исказиться. И полностью «пятибальная» люксовая машина в случае ДТП на автомагистрали может показать обратные результаты.
Это значит, что полностью полагаться на тесты нельзя. Лучше научиться водить по правилам и не допускать столкновений. Тем, у кого еще нет водительских прав, помогут в автошколе «Вектор». Инструкторы дадут представление о безопасном вождении по правилам, а педагоги объяснят особенности российских ПДД. Запишитесь на курс по телефону, лично или заказав обратный звонок.