Каждый водитель должен знать устройство автомобиля. Это знание необходимое как для правильной эксплуатации транспортного средства, так и для его текущего технического обслуживания, устранения мелких неполадок своими силами.
Конструктивно автомобиль состоит из нескольких «частей» – комплекса узлов, выполняющих те или иные функции. Рассмотрим их чуть подробнее.
Несущая конструкция автомобиля
В современных транспортных средствах, относящиеся к категории «B», несущей конструкцией выступает кузов – несущая или самонесущая конструкция, состоящая из различных деталей – капот, крыша, стойки, крылья, двери и т.д. Кузов может крепиться к раме, иметь разный тип (седан, универсал, родстер и т.п.). Но главное – он является тем элементом, к которому крепятся прочие детали, узлы, агрегаты и системы машины. В кузове сидит водитель и его пассажиры, размещается груз.
В легковых автомобилях чаще всего используют самонесущие кузова. Несущими элементами кузова в таких ТС являются пороги и лонжероны. Рамные конструкции транспортных средств по-прежнему применяют в производстве некоторых моделей внедорожников.
Кузов легковых машин особенно уязвим для коррозии. Царапины и сколы ЛКП приводят к гниению металла, что снижает жесткость кузова. Поэтому за состоянием кузовных деталей нужно следить, своевременно выполнять кузовной ремонт, проводить антикоррозийную обработку днища, порогов и лонжеронов, рамы (при наличии), арок колес.
Самостоятельный ремонт кузова мало возможен и почти всегда нецелесообразен ввиду сложности и требований к техническому оснащению. Мелкие царапины и вмятины, прочие кузовные работы проводить стоит в условиях СТО.
Ходовая часть автомобиля
К ходовой части относятся узлы и детали авто, которые прямо и косвенно контактируют с дорогой. В первую очередь это колеса машины, состоящие из покрышек и колесных дисков. К ходовой относят всю подвеску автомобиля – детали и узлы, которые гасят колебания и связывают кузов с колесами.
- упругие элементы – пружины и рессоры, удерживающие вес авто и упруго смягчающие ударные нагрузки;
- дополнительные упругие элементы – «сайлент-блоки», т.е. резинометаллические шарниры и различные буферы сжатия, гасят колебания и вибрации, компенсируют ударные нагрузки соприкасающихся металлических деталей;
- направляющие элементы – рычаги, которые определяют подвижность колес в вертикальной плоскости;
- демпферы – амортизаторы, которые препятствуют раскачке и снижают колебания неподрессорной массы.
В некоторых машинах есть стабилизирующие элементы. Они улучшают управляемость в поворотах и при проезде препятствий, поскольку пытаются вернуть колеса на место при кренах.
Трансмиссия автомобиля
Для перемещения машины необходимо передавать крутящий момент от двигателя к колесам. Напрямую это делать нельзя, поскольку без понижения оборотов мотору будет тяжело сдвигать с места тяжелую конструкцию. Поэтому в легковых автомобилях используется трансмиссия – система узлов и агрегатов, состоящая из:
- сцепления – передает крутящий момент от ДВС к КПП автомобиля, отключает КПП от двигателя для переключения передачи;
- коробки переключения передач – меняет крутящий момент и направление движения машины;
- дифференциал – распределяет крутящий момент между колесами на одной оси;
- раздаточная коробка – распределяет крутящий момент между осями на машинах с полным приводом.
Трансмиссия может быть механической, автоматической и выполненной в виде бесступенчатого вариатора.
Двигатель автомобиля
В устройстве машины силовой агрегат занимает центральное место, поскольку именно этот узел наделяет транспортное средство передвигаться. Он генерирует крутящий момент, передаваемый через трансмиссию на ходовую часть.
Условно гамму моторов можно разделить на бензиновые и дизельные агрегаты. Есть, конечно, электрокары, но для водителя в странах СНГ они все еще – роскошь, да и в целом их присутствие на рынке невелико.
Бензиновые моторы, как и дизельные силовые агрегаты, визуально похожи. Но их устройство отличается. Поэтому стоит рассмотреть сначала общие базовые узлы, а затем отличия.
- системы питания и зажигания двигателя авто;
- система выхлопа;
- система охлаждения;
- система смазки.
Все отличия заключаются в системах питания и зажигания. В ДВС на бензине топливо подается в виде топливно-воздушной смеси. В дизельных моторах топливо подается отдельно от воздуха. Что касается зажигания, то в бензиновых моторах воспламенение топливо происходит после его подачи с помощью свечи зажигания. В дизелях топливно-воздушная смесь самовоспламеняется благодаря компрессии и подогреву свечой накала.
Система управления двигателем и электрооборудование автомобиля
Многие водители уверены, что система управления ДВС является частью мотора. На самом деле это не так. Несмотря на то что система напрямую взаимодействует с силовым агрегатом и обеспечивает зажигание, работает она обособленно и может быть реализовано в двух вариантах.
- в механическом – устаревшая схема карбюраторных моторов с трамблером в качестве прерывателя-распределителя;
- в электронном – в виде ЭБУ и подключенных датчиков.
Инжекторные системы обрели большую популярность из-за высокой экономичности и экологичности. ЭСУД, в отличие от трамблеров, контролируют и координируют работу сразу нескольких систем машины – топливной, охлаждающей, выпускной, рулевой, трансмиссионной, тормозной и других. Когда водитель начинает включать зажигание, первым «просыпается» ЭБУ, который опрашивает датчики и приступает к управлению доступными системами. Например, в зависимости от скорости ЭСУД меняет усилие на электроусилителе руля, активирует усилитель тормозов при экстренном торможении и влияет на работу других систем.
Электрооборудование автомобиля представлено электропроводкой, подключенными устройствами, а также:
- аккумулятором – питает ботовую сеть автомобиля при выключенном двигателе;
- генератором – питает бортовую сеть при запущенном ДВС, начинает возвращать заряд в аккумулятор;
- стартером – в схеме электрооборудования этот узел обеспечивает запуск двигателя внутреннего сгорания, поскольку создает и передает вращение на коленчатый вал.
Устройство легкового автомобиля нельзя назвать сложным. Чтобы изучить его, достаточно записаться на курсы обучения водителей категории «B» в автошколу Вектор. Опытные учителя и инструкторы не только объяснят, как устроена машина, но и научат мастерски управлять транспортным средством.