Действующее законодательство обязывает устанавливать на учебный автомобиль дополнительные управляющие органы – дублирующие педали. Считается, что они являются «подстраховкой» курсанта автошколы. На самом деле их функциональность несколько шире.
Зачем нужны и как работают дублирующие педали
Автошкола или частный инструктор предоставляет услуги обучения вождению на машинах с дополнительным педальным комплектом. В их состав входит:
- педаль сцепления;
- привод тормоза.
Иногда авто дополнительно комплектуется и дополнительным акселератором. Но в базовых нормативных требованиях наличие органа управления газом считается опциальным – необязательным.
Эти органы управления выполняют сразу 2 функции – страхующую и обучающую. Первая заключается в том, что инструктор или экзаменатор в любой момент может вмешаться и безопасно затормозить транспортное средство. Это актуально, если ученик растеряется в аварийной ситуации, или самостоятельно попытается ее создать.
Например, инспектор или экзаменатор может резко оттормозить авто, дожав тормоз, или не дать транспортному средству заглохнуть, если курсант приступит к торможению без сцепления. При наличии дублирующего акселератора инструктор может резко ускорить машину и тем самым уйти от столкновения.
Функция обучения заключается в том, что инструктор показывает ученику, как правильно работать со сцеплением и тормозом. Для этого ученик ставит свои ноги на педали, но не нажимает на них. В его управлении остается только педаль газа при условии, если транспортное средство оборудовано таковой. Тем временем инструктор начинает работать с органами управления. Ученик же воспринимает такие параметры, как ход штоков, шум двигателя и его вибрации.
Основной и дополнительный комплект педалей работают одинаково, но с несколько разным усилием. Это обусловлено особенностями их связи и взаимодействия.
Как взаимодействуют основные и дублирующие педали
Взаимодействие основного и дополнительного комплекта управляющих органов реализовано механически. Это значит, что при нажатии, например, на дополнительный тормоз, вместе с ним физически уйдет и основной. Привод – механический, в виде троса в оболочке.
Но обратной связи нет: органы управления со стороны инструктора остаются неподвижными, как бы интенсивно ни педалировал ученик. Благодаря этому инструктор наглядно демонстрирует, как должен ходить соответствующий привод.
Конструкция связи предельно простая:
- с правой стороны в нише между центральной консолью и колесной аркой учебного автомобиля монтируется дополнительный педальный блок;
- через консоль или под торпедо прокладывается тросиковая магистраль в оболочке с длиной прямого участка более 0,5 м;
- основные и дополнительные органы связываются тросиками через блок-ролики;
- системы настраиваются и регулируются для безопасного использования.
Такая схема считается наиболее бюджетной и вместе с тем безопасной и в достаточной степени информативной для учебного процесса.
Несколькими десятилетиями ранее использовались варианты с прямой механической передачей усилия через трубки. Сейчас от этой системы отказались ввиду утяжеления приводов как для инструктора, так и для ученика. К тому же монтаж трубок предполагала существенную переделку транспортного средства, и даже некоторые кузовные работы. Сегодня встретить такие учебные транспортные средства невозможно даже в глубинке. Учитывая небольшой жизненный цикл автомобиля для обучения вождению, все они давно списаны.
Дублирующие педали на автомобиле с АКПП
В отличие от привычных авто с механической трансмиссией, транспортные средства с автоматической коробкой передач любого типа, включая вариаторы, оборудуются только 1-2 дополнительными педалями. Дублирующий тормоз считается обязательным, акселератор – второстепенным.
Дело в том, что на автомобилях с автоматической трансмиссией отсутствует привод сцепления, а в транспортных средствах с вариатором этот узел и вовсе может отсутствовать как класс. Разъединение и соединение двигателя с коробкой передач управляется автоматическим, поэтому такие ТС считаются более легкими и удобными в управлении.
Но при обучении на категорию «B» автотранспорте, оборудованном автоматической коробкой переключения передач, доступ к транспорту с МКПП будет закрыт: в права будет проставлена отметка «AT».
Какой бы тип трансмиссии автомобиля ни выбирал ученик, в автошколе «Вектор» ему будет предоставлен удобный транспорт для обучения вождению с комплектом дополнительных органов управления. Опытные инструкторы и научат ездить на авто, и подстрахуют в нештатной ситуации.