В современной редакции Правил указывается, что каждый участник дорожного движения должен пристегиваться при передвижении по дорогам общего пользования на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности. Об этом в частности говорится в пункте 2.1.2 ПДД. Причем эта обязанность распространяется не только на водителя, но и на всех пассажиров.
Ремень безопасности для водителя и пассажира
Современные автомобили оборудуются специальным системами пассивной защиты, к числу которых относится и ременная. Она необходима для сохранения жизни и здоровья водителя и пассажиров при лобовых и боковых столкновениях с другими транспортными средствами, ударах о препятствия, переворотах, поскольку предотвращает:
- вылет через лобовое или боковое стекло;
- удары о руль, боковые и центральные стойки;
- удары о крышу, боковые, передние и задние стойки при переворотах.
Принцип работы ременной защиты основан на предотвращении движения тела по инерции. Ее использование совместно с пневмоподушкой в автомобиле практически полностью исключает получение средних и тяжелых травм при ДТП.
В начале 90-х годов прошлого века с появлением первых авто, оборудованных пневмоподушками безопасности, многие перестали пристегиваться, целиком полагаясь на активные системы защиты. Но итог такой защиты зачастую плачевен: при ударе тело человека продолжает движение вперед. Пассивный механизм его удерживает, но возникает сильная нагрузка на шею, которую как раз и компенсирует подушка.
А что, если ременного удержания не будет? Раскрывшись, подушка отбросит голову водителя или пассажира назад и прижмет к подголовнику. Тело же продолжит движение вперед, что может привести к неисправимым повреждениям шейного отдела позвоночника, переломам костей черепа и даже к летальному исходу. Вывод простой: подушка не заменит пассивную систему защиты.
Наконец последний довод: всего один непристегнутый пассажир может нанести серьезные повреждения пристегнутым людям в машине – подобные случаи регистрируются по всему миру.
Ремень безопасности для ребенка
Отдельно стоит сказать о детях и способах их защиты. Ранее водители на свое усмотрение прибегали к детским люлькам и креслам. Но все изменилось в 2007 году, когда была введена обязанность пристегивать ребенка специальным детским удерживающим устройством. Об этом говориться в п.22.5 Правил дорожного движения.
Детское автокрело, как и автолюлька для младенца, действует так же, как и взрослая пассивная система защиты, но с поправкой на особенности физиологии и анатомии ребенка. Если взрослому человеку ременная защита в лучшем случае причинит небольшие гематомы, то ребенку она способна сломать ребра. Поэтому наиболее безопасными считаются устройства, закрывающие грудь и живот, или пятиточечные системы.
Некоторые матери утверждают, что лучше любого ремня безопасности справятся с защитой собственного ребенка и точно удержат его в момент ДТП. Чтобы развеять это заблуждение, достаточно обратиться к школьному курсу физики.
Для этого потребуется всего 2 формулы расчета: G=V/tg и P=mG. Предположим, что машина едет со скоростью 60 км/ч, на заднем сидении сидит пристегнутая мама, которая держит на руках младенца весом 3,65 кг. Рассчитаем вес ребенка в случае столкновения с неподвижным податливым объектом (припаркованный прицеп грузовика):
- сила перегрузки, воздействующая на конструкцию, груз и пассажиров автомобиля составит 84,69 G;
- вес ребенка с массой тела 3,65 кг при перегрузке 84,69 G составит 309,12 кг.
Задумайтесь: может ли среднестатистический человек просто приподнять почти 1/3 тонны? Увы, но нет. А в момент удара, когда мышцам придется неожиданно напрячься менее чем за 0,02 сек? Это не под силу даже профессиональным атлетам.
Казалось бы, каждый водитель и пассажир, тем более родители должны понимать, к чему приводит небрежное отношение к защите. На самом деле, многие наплевательски относятся к необходимости пристегиваться. Поэтому законодатель ввел ответственность за не пристегивание – слишком много граждан всех возрастов погибло или навсегда остались калеками.
Штраф за нарушение использования ремней
Законодатели всех стран активно борются с нарушениями в сфере использования систем пассивной защиты, в том числе и в России. Но так было не всегда. Закон об обязательном применении ремня появился в СССР не сразу после начала оснащения легковушек этой системой защиты. Впервые ременные устройства стали монтировать в 1969 г, а вот штрафные санкции появились лишь спустя 10 лет – в 1979 году.
Сегодня ответственность зависит от того, кто именно нарушает ПДД. Предусмотрены отдельные санкции для водителей, пассажиров, а также за перевозку детей без использования специальных детских удерживающих устройств.
Штраф за непристегнутые ремни безопасности для водителя
Водитель отвечает не только за собственную жизнь, но и за здоровье других водителей, пассажиров и пешеходов. Поэтому за неисполнение требований ПДД на водителя могут наложить взыскание в сумме до 1 000 руб. в соответствии с положениями ст. 12.6 КоАП.
А если не пристегнутым окажется пассажир, то водитель штрафуется на ту же сумму. Но наложить штрафные санкции могут только в случае, если автомобиль оборудован этими средствами защиты с завода.
Штраф за неприменение ремней для пассажиров
Пассажиры, которые игнорируют Правила, также подлежат административной ответственности. Инспектор вправе составить протокол об административном правонарушении. В соответствии с положениями ст. 12.29 КоАП пассажира оштрафуют на 500 руб.
Штраф за движение с не пристегнутым ребенком
За детей предусмотрена более суровая ответственность. Как минимум это штраф по ст. 12.23 КоАП в размере 3 000 руб. для частных лиц, 10 000 руб. для юридических лиц.