Контакт транспортного средства с дорожным покрытием реализован через шины (покрышки) – резино-металло-тканевую оболочку, которая надевается на обод колеса. Большинство автошин имеют протектор. Он защищает покрышку от повреждений и проколов, обеспечивает оптимальное пятно контакта с дорогой, отводит воду, грязь, снег из пятна контакта, повышает сцепление с грунтом и снижает износ автошины. Но насколько качественной ни была бы покрышка, со временем она изнашивается и требует замены. Задача водителя – своевременно распознать необходимость установки новых автошин.
Что такое индикатор износа шин
Современные производители автошин наносят на протектор специальное обозначение – индикатор в виде прорезей или выступов, истирание которых означает необходимость замены шины на новую. Каждый производитель предпочитает использовать собственный индикатор. Наиболее распространены такие виды:
- перпендикулярные ребра, расположенные в канавках протектора шины;
- вырезанные числа, наибольшее из которых вырезается глубже всего.
Как только стерлись индикаторы, покрышкой становится небезопасно пользоваться, и ее нужно срочно заменить.
Почему нужно контролировать износ шин автомобиля
В течение каждой поездки на покрышку приходятся большие нагрузки, неотвратимо влекущие ее истирание. Стирается, разумеется, протектор, вследствие чего контакт колес с дорожным полотном уменьшается.
Автошина все меньше сопротивляется качению, меняется индекс нагрузки, падает управляемость, увеличивается риск сноса и (или) заноса. Даже в небольшой луже возможно возникновение эффекта аквапланирования, из-за чего автомобиль становится полностью неуправляемым. Всего одной из этих неприятностей достаточно для возникновения ДТП.
Изношенная сверх меры автошина опасна не только по причине плохого контакта с дорогой. Ведь большая выработка рисунка протектора часто означает и большой пробег. А ведь колесо на своем пути встречает камни, выбоины, наконец – саморезы и прочий, прокалывающие компаунд, мусор. Изношенная покрышка может разорваться, особенно если на ней уже есть грыжа или высота рисунка недостаточна для безопасного проезда над мелким гвоздиком. Это неминуемо приведет к мгновенной потере управления и ДТП, особенно на высокой скорости.
При этом визуально покрышка может выглядеть удовлетворительно. Например, на зимней резине могут все еще держаться шипы. Но все же, такую покрышку необходимо срочно менять. Но необходимость замены может диктоваться не только истиранием протектора. Поводом к этому может стать и превышение срока использования покрышки.
Предельные сроки эксплуатации автошин
Бывает, что расположенный на шине индикатор износа еще не говорит о необходимости замены резины новым комплектом, но в ходе поездки происходит разрыв покрышки со всеми вытекающими из этого неприятностями.
Неожиданный разрыв шины происходит не из-за грыж и прочих визуально определяемых повреждений резины, а из-за ее банального старения. Оно связано с агрессивным воздействием внешней среды (низкая влажность, ультрафиолет, перегревы и пр.). Со временем компаунд покрышки стареет, трескается, и накачанное колесо может «взорваться» в любой момент.
Определить на глаз старение с внешней стороны покрышки невозможно – для этого придется разбортировать колесо и, сминая широкую часть, искать трещины на компаунде. Если же трещины видны даже снаружи, то ехать на такой резине нельзя ни при каких условиях.
А можно поступить более разумно – отсчитать от даты производства гарантированный производителем срок и по его истечению заменить шину новой, даже если индикатор износа не требует этого. При этом многие бренды указывают на максимальные сроки эксплуатации в 10 лет и гарантированные в 5 лет с даты выпуска.
Вот только цифры, указываемые производителями, часто не совпадают с реальностью:
- реальный срок использования летних автошин – до 6 лет;
- реальный срок использования зимний покрышек – до 8 лет.
Почему летние ходят меньше зимних? Сказывается более высокая температура эксплуатации и воздействие ультрафиолета, губительного для компаунда. Продолжительность использования сокращается как минимум вдвое и для летних, и для зимних автошин, если они неправильно хранятся, часто ремонтировались, колеса не балансируются, водитель предпочитает агрессивный стиль вождения.
Также стоит обратить внимание, что по одной покрышки не меняют, даже если совпадает все, от рисунка до индекса и маркировки. Меняется сразу пара на оси, а лучше – все автошины разом.
Допустимый износ шин
Ориентироваться только на индикатор на резине не стоит – указатели на него могут стереться с покрышки раньше, чем сотрется протектор. Однако в России действует стандарт на высоту рисунка:
- для легковых авто – от 4 мм (зима) и 1,6 мм (лето);
- грузовики и прицепы – от 1 мм;
- мототехника – от 0,8 мм.
Определить остаточную глубину поможет штангенциркуль. Инструмент с глубиномером используют для правильного измерения остаточной высоты рисунка. Но узнать, пора менять автошины на новые, или еще нет, можно и с использованием обычной монеты номиналом 2 руб. Если вставить монету в продольную канавку, то по глубине ее погружения можно прикинуть выработку покрышки. Расстояние до слова «Рубля» составляет 4 мм, полное его погружение в канавку означает глубину около 6 мм.