Износ шин

Контакт транспортного средства с дорожным покрытием реализован через шины (покрышки) – резино-металло-тканевую оболочку, которая надевается на обод колеса. Большинство автошин имеют протектор. Он защищает покрышку от повреждений и проколов, обеспечивает оптимальное пятно контакта с дорогой, отводит воду, грязь, снег из пятна контакта, повышает сцепление с грунтом и снижает износ автошины. Но насколько качественной ни была бы покрышка, со временем она изнашивается и требует замены. Задача водителя – своевременно распознать необходимость установки новых автошин.

Что такое индикатор износа шин

Современные производители автошин наносят на протектор специальное обозначение – индикатор в виде прорезей или выступов, истирание которых означает необходимость замены шины на новую. Каждый производитель предпочитает использовать собственный индикатор. Наиболее распространены такие виды:

Как только стерлись индикаторы, покрышкой становится небезопасно пользоваться, и ее нужно срочно заменить.

Почему нужно контролировать износ шин автомобиля

В течение каждой поездки на покрышку приходятся большие нагрузки, неотвратимо влекущие ее истирание. Стирается, разумеется, протектор, вследствие чего контакт колес с дорожным полотном уменьшается.

Автошина все меньше сопротивляется качению, меняется индекс нагрузки, падает управляемость, увеличивается риск сноса и (или) заноса. Даже в небольшой луже возможно возникновение эффекта аквапланирования, из-за чего автомобиль становится полностью неуправляемым. Всего одной из этих неприятностей достаточно для возникновения ДТП.

Изношенная сверх меры автошина опасна не только по причине плохого контакта с дорогой. Ведь большая выработка рисунка протектора часто означает и большой пробег. А ведь колесо на своем пути встречает камни, выбоины, наконец – саморезы и прочий, прокалывающие компаунд, мусор. Изношенная покрышка может разорваться, особенно если на ней уже есть грыжа или высота рисунка недостаточна для безопасного проезда над мелким гвоздиком. Это неминуемо приведет к мгновенной потере управления и ДТП, особенно на высокой скорости.

При этом визуально покрышка может выглядеть удовлетворительно. Например, на зимней резине могут все еще держаться шипы. Но все же, такую покрышку необходимо срочно менять. Но необходимость замены может диктоваться не только истиранием протектора. Поводом к этому может стать и превышение срока использования покрышки.

Предельные сроки эксплуатации автошин

Бывает, что расположенный на шине индикатор износа еще не говорит о необходимости замены резины новым комплектом, но в ходе поездки происходит разрыв покрышки со всеми вытекающими из этого неприятностями.

Неожиданный разрыв шины происходит не из-за грыж и прочих визуально определяемых повреждений резины, а из-за ее банального старения. Оно связано с агрессивным воздействием внешней среды (низкая влажность, ультрафиолет, перегревы и пр.). Со временем компаунд покрышки стареет, трескается, и накачанное колесо может «взорваться» в любой момент.

Определить на глаз старение с внешней стороны покрышки невозможно – для этого придется разбортировать колесо и, сминая широкую часть, искать трещины на компаунде. Если же трещины видны даже снаружи, то ехать на такой резине нельзя ни при каких условиях.

А можно поступить более разумно – отсчитать от даты производства гарантированный производителем срок и по его истечению заменить шину новой, даже если индикатор износа не требует этого. При этом многие бренды указывают на максимальные сроки эксплуатации в 10 лет и гарантированные в 5 лет с даты выпуска.

Вот только цифры, указываемые производителями, часто не совпадают с реальностью:

Почему летние ходят меньше зимних? Сказывается более высокая температура эксплуатации и воздействие ультрафиолета, губительного для компаунда. Продолжительность использования сокращается как минимум вдвое и для летних, и для зимних автошин, если они неправильно хранятся, часто ремонтировались, колеса не балансируются, водитель предпочитает агрессивный стиль вождения.

Также стоит обратить внимание, что по одной покрышки не меняют, даже если совпадает все, от рисунка до индекса и маркировки. Меняется сразу пара на оси, а лучше – все автошины разом.

Допустимый износ шин

Ориентироваться только на индикатор на резине не стоит – указатели на него могут стереться с покрышки раньше, чем сотрется протектор. Однако в России действует стандарт на высоту рисунка:

Определить остаточную глубину поможет штангенциркуль. Инструмент с глубиномером используют для правильного измерения остаточной высоты рисунка. Но узнать, пора менять автошины на новые, или еще нет, можно и с использованием обычной монеты номиналом 2 руб. Если вставить монету в продольную канавку, то по глубине ее погружения можно прикинуть выработку покрышки. Расстояние до слова «Рубля» составляет 4 мм, полное его погружение в канавку означает глубину около 6 мм.

Возможно вам будет интересно:
  • Стояночный тормоз в авто

    В современных автомобилях стояночный тормоз (в просторечии – «ручник») является важным элементом тормозной системы. Он используется в ситуациях, когда рабочий тормоз использовать не эффективно или неудобно. Ручник помогает стартовать в горку, из-за чего его так любят ученики и кандидаты в водители. Он упрощает стояние в пробке, особенно на спуске. Наконец, без этого элемента стали бы невозможными сигнализации с автозапуском.

  • Электромобиль против ДВС

    Десятилетиями в автомобилях использовали различные вариации двигателя внутреннего сгорания – ДВС. Ситуация существенным образом изменилась с появлением тяговитых электродвигателей и емких аккумуляторов. Автоконцерны стали предлагать сначала гибридные машины (сочетание традиционного мотора с электроустановкой), а затем и полноценные электромобили. Распространению электрокаров способствовала и «зеленая повестка», поскольку электрический силовой агрегат не выделяет углекислоту в атмосферу и относится к экологичному. Но как не утихают дискуссии, какой ДВС лучше (бензин или дизель, турбированный или атмосферный и т.д.), так и не прекращаются споры относительно превосходства электрических двигателей над ДВС и наоборот.

  • Где хранить автомобиль

    Где и как правильно хранить автомобиль, чтобы он не страдал от перепадов температуры и влажности, действий хулиганов и случайностей — вопрос, который волнует многих автолюбителей. Во времена СССР лучшим местом считался гараж, поэтому даже сегодня можно встретить приверженцев данного способа хранения. Но многие заявляют, что на улице машине будет лучше. Но правда оказывается, как всегда, где-то посередине, и потому каждый сам должен взвесить плюсы и минусы обоих способов, чтобы выбрать наиболее подходящий для себя и своего авто.

  • Реальный пробег автомобиля

    Каждый водитель при покупке подержанного автомобиля хочет узнать его пробег — не тот, который указан продавцом, а реальный. Ведь именно этот параметр указывает на оставшийся ресурс большинства узлов и агрегатов, от мотора и трансмиссии до подвески. Ни возраст, ни что-то другое не скажет о машине больше, чем ее фактический пробег. И несмотря на все ухищрения автопроизводителей, находятся умельцы, которые могут скрутить его бесследно. К счастью, цифровизация дала возможность установить реальный пробег автомобиля еще до его приобретения.

Услуги автошколы «Вектор»
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(АКПП)
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(МКПП)
Дистанционное обучение в автошколе
Дистанционное обучение в автошколе
Восстановление навыков вождения
Восстановление навыков вождения
Корпоративное обучение
Корпоративное обучение
Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.