Любой водитель может столкнуться с ситуацией, когда проваливается педаль тормоза. Из-за этого он не может остановить автомобиль быстро, и потому возникает риск ДТП. Стоит разобраться, что делать в подобной ситуации и почему это происходит.
Почему проваливается педаль тормоза автомобиля
Прежде чем разбираться, из-за чего педаль тормоза вдруг провалилась, разберёмся, как следует поступить водителю. Советов всего 2 — по возможности маневрировать и уходить от столкновения по безопасной траектории и при этом тормозить двигателем.
Ну а что касается причин, из-за которых педаль начинает вести себя неадекватно, не так и много. А значит, их можно рассмотреть более подробно и описать возможные способы устранения неполадок и даже профилактики подобных случаев.
Воздух в тормозной системе
Завоздушивание гидравлических магистралей и цилиндров — наиболее распространённый фактор выхода из строя всей системы. Определить же наличие воздуха довольно просто задолго до того, как явление станет угрожающим:
- педаль становится более мягкой и ее ход увеличивается;
- оттормаживание «в пол» не приводит к быстрой блокировке колес автомобиля;
- оттормаживание с каждой поездкой занимает все больше времени.
Опасность воздуха в тормозной жидкости (ТЖ) заключается в свойстве газов (к которым относится воздух) сжиматься под давлением. Из-за этого колодки медленно и слабо поджимаются к диску или барабану. Стоит добавить, что попавший в систему воздух окисляет и ТЖ, и цилиндры, которые однажды могут попросту застыть в открытом или закрытом положении.
Воздух может попасть в систему только при ее ремонте, при замене цилиндров, магистралей и шлангов. Чтобы от него избавиться, достаточно обратиться в автосервис с просьбой прокачать систему. При прокачке отдельно переднего и заднего контура сливается часть ТЖ, поэтому важно купить именно ту, что уже залита в систему, и подливать ее в расширительный бачок по мере необходимости.
Износ тормозов
Еще одним основанием неэффективной работы системы является сильный износ колодок, цилиндров и дисков. Он не представляет собой такую серьёзную проблему, как другие неисправности. Однако с увеличением пробега износ этих элементов приводит к тому, что педаль тормоза ходит свободно. Если же допустить одновременный полный износ цилиндров, колодок и дисков, то для эффективного замедления придётся нажимать на тормоза с максимальным усилием.
Износ является естественным процессом, особенно на современных автомобилях с различными электронными помощниками наподобие ESP. Противостоять ему можно только регулярной проверкой состояния и своевременной заменой отходивших свое элементов.
Неполадки в главном тормозном цилиндре
Если педаль стала слишком мягкой или даже начала проваливаться, то возможным основанием для этого является неисправность ГТЦ. Она может проявиться не только в утечке жидкости из-за разгерметизации цилиндра, но и в связи с коррозией и попаданием в систему ржавчины и даже с закипанием ТЖ.
Данная неисправность достаточно редкая, но нельзя сказать, что такое не случается. Ее устранение следует доверить автомеханикам на СТО, желательно используя для ремонта только оригинальные запчасти. Менять весь узел в сборе имеет смысл только при заклинивании поршней.
Старение или низкое качество жидкости
Еще одним поводом к неэффективному торможению является старение или низкое качество ТЖ. Необходимость ее срочной замены легко определить еще до того, как начала страдать эффективность педалирования.
- Изменение цвета. Когда жидкость становится более тёмной или мутной, это может указывать на накопление загрязнений или окислов.
- Неприятный запах. Его появление может свидетельствовать о химических изменениях в составе ТЖ.
- Образование отложений. Если на внутренних поверхностях системы появляются отложения, это говорит о том, что ТЖ потеряла свои свойства.
Стоит заметить, что ТЖ довольно гигроскопична. А это значит, что в нештатной ситуации она может вскипеть, замерзнуть или просто не отработать. И на «глаз» определить накопление влаги не получится.
Единственным эффективным способом профилактики проблемы является периодический слив и полное заполнение тормозной системы. Делать это лучше в условиях СТО и использовать только качественную ТЖ от проверенного производителя и поставщика.
Профилактическое обслуживание тормозов
Чтобы при нажатии на педаль не столкнуться с ситуацией отказа системы, профилактическому обслуживанию важно уделять повышенное внимание. От этого зависит безопасность и водителя, и его пассажиров, и других участников дорожного движения.
Профессионалы советую обслуживать тормоза своевременно и в соответствии с техрегламентом автопроизводителя. Отдельного внимания заслуживают следующие ситуации.
- Покупка подержанной машины. Как и все другие технические жидкости автомобиля, ТЖ подлежит обязательной замене, даже если продавец уверяет в том, что менял ее «своими руками буквально утром перед продажей авто».
- Длительное автопутешествие. Это особо касается поездок по дорогам, где приходилось часто тормозить. ТЖ могла приблизиться к точке кипения, износ тормозных колодок и дисков мог пройти критическую отметку.
- После зимнего сезона. Зимой ускоряется окисление металлов, из-за чего колодки «съедают» больше металла диска. Кроме того, ТЖ в зимний период более активно впитывает влагу из воздуха через клапан расширительного бачка.
Подготовка к долгому путешествию на машине, независимо от ее пробега и производителя, также является достаточным основанием, чтобы обслужить тормоза — произвести диагностику ГТЦ, выполнить прокачку системы, долить ТЖ до номинального уровня, поменять колодки. Это позволит быть уверенным, что в течение поездки не произойдет отказа тормозной системы.
А чтобы иметь возможность отправиться в автопутешествие за рулем собственного авто, необходимо получить права. Сделать это легко, если пройти обучение в автошколе «Вектор». Запишитесь в группу по телефону или закажите обратный звонок.