В механической трансмиссии (МКПП) используется специальное трансмиссионное масло, которое предотвращает быстрый износ подшипников, валов и шестерней и существенно увеличивает ресурс всего механизма. Необходимость его замены — одна из главных тем споров между автолюбителями. Одни утверждают, что необходимости менять его нет, а другие убеждены, что сливать и доливать новое нужно строго с определенной периодичностью. Рассмотрим вопрос, нужно ли его периодически менять, как часто и в каких условиях это особенно необходимо.
Когда менять масло в МКПП
В любом механизме с подвижными деталями требуется смазка, охлаждение элементов и их защита от коррозии и окисления. В коробке передач эти функции выполняет трансмиссионное масло, которое и отводит лишнее тепло, возникающее при трении (особенно под нагрузкой), и смазывает детали, и препятствует коррозии, если механизм не работает.
Многие автобренды никак не указывают очередность замены смазки, и потому некоторые автолюбители уверены, что менять его не нужно. На самом деле автопроизводители не уделяют этому внимания просто потому, что в течение отведенного срока службы автомобиля свойства смазки останутся достаточными для обеспечения нужных функций, а потом автовладелец попросту купит новую машину.
Если же рассмотреть физику процесса, то становится очевидным, что при самой бережной эксплуатации металл в коробке передач будет деградировать и потихоньку отслаиваться. Металлическая взвесь, которая образуется в масле, увеличивает износ всех элементов — и валов, и подшипников, и шестерен. Следует добавить, что отвод тепла оказывается уже не таким эффективным, и коробка со временем начинает «кипеть», что приводит к еще большему разрушению металла.
В запущенных ситуациях, когда смазка уже сильно загрязнена, она начинает пениться и перестает смазывать детали. Последствия более чем очевидны — детали еще больше перегреваются, еще быстрее изнашиваются и покрываются коррозией в моменты простоя (от 2-3 суток).
Итак, с необходимостью обновления масла разобрались. Теперь разберемся в том, когда это будет нужно. Ведь автопроизводители в большинстве своем не указывают интервалов. Поэтому стоит исходить из логики и опираться на рекомендованные сервисные интервалы и пробег. Для большинства машин замену масла в коробке передач нужно осуществлять 1 раз примерно в 60-120 тыс. км. Но есть обстоятельства, когда может потребоваться внеочередное обновление смазки.
Необходимость замены масла
Острая необходимость замены масла возникает, если:
- при проверке уровня масло в коробке оказалось черным — скорее всего, оно уже имеет большой объем металлических частиц, которые работают как абразив;
- покупается подержанная машина — в МКПП, как и в двигателе, нужно обязательно заменить смазку;
- попадание воды в МКПП — если сальники разрушились и внутрь объема коробки попала вода, придется менять весь объем смазки, ведь масло в коробке уже не будет выполнять свои функции;
- ремонт коробки передач — на время ремонтных работ смазка сливается и заливать старую уже нет никакого смысла, поскольку во время ее хранения внутрь так или иначе попадает пыль, а она будет работать как абразив.
Есть еще одна причина рано поменять масло в коробке передач — тяжелые условия эксплуатации машины.
Какие условия являются тяжёлыми для МКПП
Быстрая деградация масла всегда связана с повышенной нагрузкой на трансмиссию. А такая нагрузка часто связана с перегрузкой машины. Одно дело, если 1 раз в год проезжать на тяжело нагруженной машине 50-100 км. И совсем другая ситуация, если перегрузка происходит регулярно. Причем речь идет даже не о нагруженном багажнике и полном салоне, а в том числе и о буксировке.
Более частые замены смазки потребуются и в случаях, когда коробкой передач пользуются неправильно. Этим «грешат» не только начинающие водители (они быстро учатся и перестают изнашивать коробку), но и опытные «асы», любящие пробуксовку, агрессивное и быстрое вождение.
Также к тяжелым условиям стоит отнести:
- частые поездки на короткие расстояния — масло попросту не успевает нагреться до рабочей температуры, в связи с чем происходит масляное голодание всего узла;
- эксплуатация машины в холмистой местности — частые подъемы и спуски, особенно затяжные, приводят к перегреву трансмиссии и быстрой деградации смазки;
- эксплуатация в условиях бездорожья — повышенная нагрузка на шестерни и валы приводит к их ускоренному износу;
- частые поездки в запыленной местности — мелкодисперсная пыль, которая долго висит в воздухе, попадает внутрь узла, поскольку в МКПП предусмотрена вентиляция.
Еще одной проблемой является частая пробуксовка сцепления. Во время пробуксовки выделяется огромный объем тепла, который штатная система не в состоянии удалить. Повышенная температура передается в коробку передач и приводит к перегреву масла. Один такой случай не несет угрозы, но вот многократно повторяющиеся случаи приводят к ускоренной деградации смазки коробки передач.
Научиться пользоваться МКПП и сцеплением так, чтобы это не несло угрозу узлам и механизмам, можно во время обучения в автошколе «Вектор». Опытные инструкторы научат плавно трогаться, аккуратно переключать передачи и не жечь сцепление. Узнайте больше о преимущества обучения в нашей автошколе по телефону или закажите обратный звонок.