Далеко не все водители соблюдают требования ПДД, и иногда несоблюдение правил становится столь вопиющим, что многие задумываются — куда и как сообщить о выявленном факте. Разберемся, в каких ситуациях жалоба будет оправдана, в какую инстанцию ее направить и как правильно это сделать.
О каких нарушениях ПДД следует сообщать
Наибольшее негодование вызывает хамское поведение водителей. Но увы, далеко не каждый определенный факт станет основанием для разбирательства. Например, невозможно пожаловаться на «лихача» — даже видеозапись не будет являться доказательством превышения скорости. Не получится наказать через компетентные органы водителя, который едет с перегрузом. Сообщить компетентным органам, что за рулем другого автомобиля сидит пьяный человек, тоже почти не удается. Можно позвонить и указать, что водитель такой-то машины ведет себя неадекватно. Но скорее всего отправлять экипаж ДПС никто не будет, поскольку нет достоверно выявленного факта нетрезвого вождения.
Поэтому жаловаться можно только на такие факты несоблюдения Правил, которые легко доказать фото- и видеофиксацией. Чаще всего это неправильная парковка, несоблюдение требований знаков приоритета и светофора, неправильный проезд пешеходного перехода. Кстати, жаловаться можно не только на водителей, но и на пешеходов, водителей средств индивидуальной мобильности и велосипедистов, словом, на всех без исключения участников дорожного движения при условии, что несоблюдение действующих правил подтверждается фото- и видеоматериалами и слова заявителя могут быть однозначно истолкованы.
Кого уведомлять о нарушении
Жаловаться на несоблюдение требований Правил необходимо в «правильную» инстанцию. Например, на ошибки в парковке в Москве можно пожаловаться в АМПП, а в Казахстане почти все жалобы принимаются системой «Народный инспектор». Но чаще всего жалоба направляется в инспекцию, отвечающую за безопасность дорожного движения — в Госавтоинспекцию.
Но жалоба жалобе рознь. Одно дело, когда свои слова заявитель может подтвердить неопровержимыми доказательствами. Другое дело — голословное утверждение. Поэтому стоит рассмотреть, как правильно общаться с госинспекцией.
Что нужно, чтобы пожаловаться в ГИБДД
Выявив факт несоблюдения требований Правил, негодующий человек должен успокоиться и собрать как можно больше доказательств. Это могут быть свидетельские показания, но чаще всего свидетели отказываются от участия в наказании горе-водителя. Поэтому лучше заснять все на камеру — сделать качественные фотографии или видеозапись, убедившись, что:
- на отснятом материале виден факт несоблюдения ПДД — например, в случае парковки под знаком «стоянка запрещена» нужно заснять неправильно припаркованный автомобиль и знак (машина нарушителя должна также попасть в кадр);
- номера автомобиля легко читаются на фото или видео — например, если машина стоит без номеров, идентифицировать нарушителя госинспекция не сможет, поэтому смысла от такого материала нет;
- место нарушения легко идентифицировать — в кадр с нарушителем попадает адресный указатель или имеются координаты системы геопозиционирования.
Собранные доказательства оформляются в свободной форме (распечатка или файл на флешке в читаемом распространенном формате) и отправляются в инспекцию.
Как уведомить ГИБДД о нарушении
Есть несколько способов подать обращение в госинспекцию:
- на сайте ГИБДД;
- через Госуслуги;
- по электронной почте;
- по телефону горячей линии;
- личным обращением.
Рассмотрим подробней, как обратиться в госинспекцию через сайт и через Госуслуги, поскольку оба варианта наиболее просты и удобны.
Подать жалобу на несоблюдении ПДД онлайн
Для подачи обращения в Госавтоинспекцию через официальный сайт необходимо выбрать раздел «Участникам дорожного движения» и нажать на ссылку «Обращение». Далее следует ознакомиться с установленным порядком подачи обращений и согласиться с ним, если нет возражений.
Затем нужно заполнить форму «Куда адресовано», указать свои личные данные и в открывшейся форме составить текст обращения. Далее сухо, подробно и без эмоций описывается нарушение. При наличии фото и видео доказательств их нужно прикрепить, нажав соответствующую кнопку.
Ответ на обращение придет в установленные законом сроки. При необходимости инспектор может вызвать заявителя в отдел для опроса и сбора показаний.
Подача жалоб на нарушения через Госуслуги
Обращение через Госуслуги требует установки приложения «Госуслуги Решаем вместе». После авторизации в приложении потребуется следовать инструкциям системы.
Здесь все довольно просто: нажимаем «Отправить сообщение». Далее остается выбрать регион, описать ситуацию, прикрепить доказательства и указать точный адрес. Если адреса нет, можно указать координаты геолокации.
Обращение будет передано в инстанцию, которая отвечает за безопасность дорожного движения и контроль соблюдения правил. Ответ на обращение поступит не позже, чем через 30 календарных дней. Он будет отправлен в личный кабинет Госуслуг.
Анонимное уведомление о нарушении
Многие хотели бы сохранить инкогнито при сообщениях о несоблюдении ПДД. Однако это невозможно. Государственные органы по закону не имеют права рассматривать анонимные обращения, поскольку иначе это могло бы парализовать их работу из-за разных «шутников».
Чтобы знать, какие именно правила нарушаются, человеку нужно самому понимать их. И изучить их довольно просто — на занятиях по теории и практике в автошколе «Вектор». Вы сами решаете, куда будете ходить на лекции, или же будете изучать теорию дистанционно. Вы сами составляете удобный график практических занятий. И после обучения вы легко сдадите на права. Запишитесь на курс онлайн или по телефону.