Какую функцию выполняет моторное масло
Для правильной работы любого двигателя внутреннего сгорания требуется смазка — моторное масло, которое смазывает подвижные детали. Без него даже новый мотор быстро придет в негодность. Для двигателей выпускают самое разное масло, и подобрать нужное бывает сложно. Важно знать не только рекомендованный автопроизводителем тип смазки, но и вовремя заправлять картер маслом подходящей вязкости, которое подбирается под конкретные условия эксплуатации и с учетом возраста авто.
Основное назначение масла в моторе — смазывание подвижных деталей узлов и агрегатов для снижения их трения. Оно образует пленку на металлической поверхности и тем самым снижает износ и облегчает скольжение. Но это — не единственное его назначение. Загоняемое под давлением масляного насоса, оно выполняет такую важную работу, как:
- теплоотвод внутри двигателя — именно смазка отводит большую часть тепла от поршня, образуемого сгоранием топлива;
- удаление продуктов горения и окислов — по мере циркуляции смазки твёрдые микрочастицы вымываются из мотора, доставляются в масляный фильтр и оседают в нем;
- повышение компрессии — масляный клин между подвижными деталями нивелирует все неровности и зазоры, тем самым повышая компрессию;
- снижение шума — прослойка масла в моторе между подвижными деталями исключает появление металлического лязга и грохота.
Также именно смазка влияет на расход топлива и достижение заявленной производителем мощности, и даже на легкость запуска мотора на морозе. Однако раскрыть все преимущества моторных масел поможет лишь правильно подобранная вязкость.
Вязкость масел для двигателя
Большинство автолюбителей России ориентируются на значение вязкости по спецификации SAE, которая является параметром, определяющим способность масла работать при тех или иных температурах. Под работой подразумевается не только текучесть, но и способность к образованию пленки.
Параметр вязкости масла обозначается в виде кода после аббревиатуры SAE, который принимает вид xW-y. X и Y — переменные, которые обозначаются на упаковках цифрами. W — разделитель. Первая цифра с буквой W указывают на низкотемпературное рабочее значение. Например, для масла 5W оно принимает значение -35°С. Для 10W значение уже будет -30°С. Т.е. из первой цифры нужно вычесть 40, чтобы узнать о минимальных температурах в цельсиях, при которых смазка сохранит текучесть.
Второе число в коде указывает на высокотемпературную вязкость. Но перевести его в градусы Цельсия невозможно, поскольку параметр собирательный. Поэтому можно сказать одно — чем выше цифра, тем при более высокой температуре может работать смазка. Для двигателей в южных регионах это значение важнее, чем первое. А вот для двигателей в условиях Крайнего Севера важны сразу оба параметра.
Параметр вязкости всегда определяется автопроизводителем. Но он не всегда актуален.
Соотношение вязкости, возраста и пробега машины
Для уставшей техники нельзя использовать масло, вязкость которых находится на высшем пределе. Все просто — старому стартеру будет сложнее крутить мотор, который также уже изношен. К тому же повышенная нагрузка ложится и на масляный насос.
В то же время не стоит в старую машину заливать и самую жидкую версию смазки. Если для новых двигателей это не является проблемой, то вот старые могут дать течь через сальники. Как итог — неоправданный ремонт с разборкой ДВС, которого легко можно было бы избежать, если заранее выбрать смазку погуще, например, залить не 5W-30, а 10W-40, тем более что такие «вилки» автопроизводители приводят в инструкциях к авто.
Назначение и класс качества масел по классификации API
Помимо SAE используется и классификация по API. Она указывается в виде двух- или четырехбуквенного дробного кода. Первой буквой всегда обозначается тип двигателя (S — бензин, C и F — дизель). Вторая буква (реже — цифра) указывает на уровень характеристик. И чем она выше, тем выше оказывается и класс масла. Двойной дробный код указывает на совместимость и с бензиновым, и дизельным типом моторов.
Такие кодировки, как правило, имеют машины североамериканских брендов. Однако встречаются они и в паспортах южнокорейских, и даже китайских автопроизводителей. И в основном они сопровождаются альтернативным кодом по SAE. Поэтому выбрать будет несложно.
Минеральное и синтетическое масло для двигателя
Помимо вязкости большое значение играет и типа масла. В продаже представлены минеральные и синтетические типы масла, которые отличаются не только ценой, но и набором характеристик.
«Минералка», хоть и является более дешевой альтернативой, является менее предпочтительной лишь потому, что она нестабильна — качество может «гулять» несмотря на присадки (объем до 10%). Поэтому используют минеральные масла для малооборотистых агрегатов, в автопроме их практически уже не применяют. Исключение — моторы, которые изначально разработаны именно под «минералку» и неспособны воспринять даже полусинтетику.
Синтетические альтернативы более дорогие, поскольку получают их путем искусственного соединения углеводородов. В них, можно сказать, нет присадок, поскольку все полезные свойства масла для мотора формируются еще на стадии синтеза. Они более предсказуемо ведут себя внутри двигателя как при высоких, так и при низких температурах. К тому же, менять их можно в соответствии с заявленным автопроизводителем интервалом, а не вдвое чаще, чем «минералку».
Рекомендации по подбору масла в двигатель
Как выбрать смазку для своего агрегата? Стоит руководствоваться основными правилами:
- придерживаться рекомендаций автопроизводителя при выборе масел по вязкости;
- обращать внимание на возраст и пробег автомобиля;
- выбирать синтетические, а не минеральные масла для агрегата, в крайнем случае, использовать полусинтетику.
Однозначно стоит покупать лучшие варианты в своем ценовом сегменте и никогда не экспериментировать с дешевыми аналогами.