Стояночный тормоз в авто

В современных автомобилях стояночный тормоз (в просторечии – «ручник») является важным элементом тормозной системы. Он используется в ситуациях, когда рабочий тормоз использовать не эффективно или неудобно. Ручник помогает стартовать в горку, из-за чего его так любят ученики и кандидаты в водители. Он упрощает стояние в пробке, особенно на спуске. Наконец, без этого элемента стали бы невозможными сигнализации с автозапуском.

Принцип работы стояночного тормоза

Работает ручник, независимо от своего вида и конструкции, всегда по одной и той же схеме. Блокируется им только задняя пара колес, в то время как передние остаются не зажатыми. Все, что нужно для включения ручника – вытянуть его рычаг вверх (на большинстве машин). Лишь редкие модели имеют исполнение ручника в виде кнопки.

Колеса остаются заблокированными до тех пор, пока ручку не отпустят вниз, либо не нажмут кнопку. Пока работает система ручной блокировки, машина неподвижна. Достигается это различными способами, в зависимости от разновидности ручника.

Виды стояночного тормоза

Классификация стояночного тормоза в современных авто производится по типу привода:

Доля механических стояночных тормозов в легковых авто велика, ведь эта конструкция проста, надежна и почти безотказна. Но с недавних пор все чаще легковой автотранспорт среднего и премиального класса оборудуют EPB. Электромеханика более удобна и отлично удерживает транспортное средство даже на крутых горках. Гидравлику же чаще всего применяют в тяжелых машинах – грузовиках, автобусах и т.д.

Во всех реализациях ручника блокировка задних колес осуществляется либо рабочими колодками, либо отдельным тормозным барабаном. При этом привод ручника может разниться. Например, при наличии тормозных барабанов тросик, присоединенный к ручке в салоне, двигает рычаг, который толкает одну из колодок и поджимает ее к барабану. Вторая колодка, соединенная с первой эксцентриком, также поджимается.

Если же сзади установлен не барабан, а диски, то вся конструкция сильно усложняется и зависит от типа привода:

Во всех реализациях системы (за исключением EPB) возврат колодки в исходное положение при выключении ручника осуществляется возвратными пружинами большой упругости. В EPB электродвигатель, обычно, монтируется внутри тормозного механизма, и своим вращением толкает поршень вперед, либо возвращает его назад через вращающуюся гайку.

Эксплуатация и обслуживание стояночной тормозной системы автомобиля

Разобравшись с тем, что такое ручник и как он работает, несложно понять, как именно должна эксплуатироваться стояночная тормозная система:

Если сзади на автомобиле стоят барабаны, то в зимний период, особенно в морозы, не рекомендуется ставить машину на ручник. Конденсат и грязь внутри барабана могут приморозить колодку, что приведет к полной блокировке колеса. Нельзя оставлять ручник включенным дольше 2 недель.

Обслуживание тормозного узла возможно своими силами, если на автомобиле установлены механические варианты. Но лучше доверить эту задачу профессиональным автослесарям и механикам. Ведь несмотря на то, что ручником пользуются не всегда, важность этого узла нельзя недооценивать. В отдельных случаях он является единственным вариантом остановить машину или въехать в крутую горку.

Обо всех аспектах использования ручника на автомобиле легко узнать во время обучения в автошколе «Вектор». Опытные педагоги теории расскажут о требованиях ПДД по его использованию, а автоинструкторы научат своевременно, правильно включать и выключать ручник на экзамене в ГИБДД. Запишитесь на бесплатное занятие онлайн, по телефону или лично в офисе.

Возможно вам будет интересно:
  • Можно ли досрочно вернуть права после лишения

    Одним из самых страшных наказаний для водителя является запрет на право управления транспортным средством. Должен пройти значительный срок после лишения, чтобы вернуть удостоверение и снова сесть за руль. В некоторых случаях срок можно сократить...

  • Можно ли учить вождению на своей машине

    Для сдачи экзамена в ГИБДД необходимо пройти курс обучения в автошколе. В него включена как теоретическая подготовка, так и практические уроки по отработке навыков управления автомобилем. Но не всем водителям достаточно школьного курса вождения...

  • Электромобиль против ДВС

    Десятилетиями в автомобилях использовали различные вариации двигателя внутреннего сгорания – ДВС. Ситуация существенным образом изменилась с появлением тяговитых электродвигателей и емких аккумуляторов. Автоконцерны стали предлагать сначала гибридные машины (сочетание традиционного мотора с электроустановкой), а затем и полноценные электромобили. Распространению электрокаров способствовала и «зеленая повестка», поскольку электрический силовой агрегат не выделяет углекислоту в атмосферу и относится к экологичному. Но как не утихают дискуссии, какой ДВС лучше (бензин или дизель, турбированный или атмосферный и т.д.), так и не прекращаются споры относительно превосходства электрических двигателей над ДВС и наоборот.

  • Износ шин

    Контакт транспортного средства с дорожным покрытием реализован через шины (покрышки) – резино-металло-тканевую оболочку, которая надевается на обод колеса. Большинство автошин имеют протектор. Он защищает покрышку от повреждений и проколов, обеспечивает оптимальное пятно контакта с дорогой, отводит воду, грязь, снег из пятна контакта, повышает сцепление с грунтом и снижает износ автошины. Но насколько качественной ни была бы покрышка, со временем она изнашивается и требует замены. Задача водителя – своевременно распознать необходимость установки новых автошин.

Услуги автошколы «Вектор»
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(АКПП)
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(МКПП)
Дистанционное обучение в автошколе
Дистанционное обучение в автошколе
Восстановление навыков вождения
Восстановление навыков вождения
Корпоративное обучение
Корпоративное обучение
Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.