В современных автомобилях стояночный тормоз (в просторечии – «ручник») является важным элементом тормозной системы. Он используется в ситуациях, когда рабочий тормоз использовать не эффективно или неудобно. Ручник помогает стартовать в горку, из-за чего его так любят ученики и кандидаты в водители. Он упрощает стояние в пробке, особенно на спуске. Наконец, без этого элемента стали бы невозможными сигнализации с автозапуском.
Принцип работы стояночного тормоза
Работает ручник, независимо от своего вида и конструкции, всегда по одной и той же схеме. Блокируется им только задняя пара колес, в то время как передние остаются не зажатыми. Все, что нужно для включения ручника – вытянуть его рычаг вверх (на большинстве машин). Лишь редкие модели имеют исполнение ручника в виде кнопки.
Колеса остаются заблокированными до тех пор, пока ручку не отпустят вниз, либо не нажмут кнопку. Пока работает система ручной блокировки, машина неподвижна. Достигается это различными способами, в зависимости от разновидности ручника.
Виды стояночного тормоза
Классификация стояночного тормоза в современных авто производится по типу привода:
- механические тормоза;
- гидравлическая система;
- электромеханический ручник (EPB).
Доля механических стояночных тормозов в легковых авто велика, ведь эта конструкция проста, надежна и почти безотказна. Но с недавних пор все чаще легковой автотранспорт среднего и премиального класса оборудуют EPB. Электромеханика более удобна и отлично удерживает транспортное средство даже на крутых горках. Гидравлику же чаще всего применяют в тяжелых машинах – грузовиках, автобусах и т.д.
Во всех реализациях ручника блокировка задних колес осуществляется либо рабочими колодками, либо отдельным тормозным барабаном. При этом привод ручника может разниться. Например, при наличии тормозных барабанов тросик, присоединенный к ручке в салоне, двигает рычаг, который толкает одну из колодок и поджимает ее к барабану. Вторая колодка, соединенная с первой эксцентриком, также поджимается.
Если же сзади установлен не барабан, а диски, то вся конструкция сильно усложняется и зависит от типа привода:
- кулачковый – трос подсоединен к кулачку, расположенному внутри заднего тормоза, который толкает через поршень колодку и поджимает ее к диску;
- винтовой – трос от ручника подсоединен к винту, который при натяжении раскручивается и выдавливает поршень с колодкой к диску.
Во всех реализациях системы (за исключением EPB) возврат колодки в исходное положение при выключении ручника осуществляется возвратными пружинами большой упругости. В EPB электродвигатель, обычно, монтируется внутри тормозного механизма, и своим вращением толкает поршень вперед, либо возвращает его назад через вращающуюся гайку.
Эксплуатация и обслуживание стояночной тормозной системы автомобиля
Разобравшись с тем, что такое ручник и как он работает, несложно понять, как именно должна эксплуатироваться стояночная тормозная система:
- перед началом движения автомобиля необходимо убедиться, что он снят с ручника;
- запрещено ехать со включенным ручником, поскольку тормозная система может перегреться и отказать;
- рекомендуется проверять работоспособность ручника еженедельно, чтобы исключить закисание механизмов и вытягивание тросика, особенно если ручником не пользуются.
Если сзади на автомобиле стоят барабаны, то в зимний период, особенно в морозы, не рекомендуется ставить машину на ручник. Конденсат и грязь внутри барабана могут приморозить колодку, что приведет к полной блокировке колеса. Нельзя оставлять ручник включенным дольше 2 недель.
Обслуживание тормозного узла возможно своими силами, если на автомобиле установлены механические варианты. Но лучше доверить эту задачу профессиональным автослесарям и механикам. Ведь несмотря на то, что ручником пользуются не всегда, важность этого узла нельзя недооценивать. В отдельных случаях он является единственным вариантом остановить машину или въехать в крутую горку.
Обо всех аспектах использования ручника на автомобиле легко узнать во время обучения в автошколе «Вектор». Опытные педагоги теории расскажут о требованиях ПДД по его использованию, а автоинструкторы научат своевременно, правильно включать и выключать ручник на экзамене в ГИБДД. Запишитесь на бесплатное занятие онлайн, по телефону или лично в офисе.