Десятилетиями в автомобилях использовали различные вариации двигателя внутреннего сгорания – ДВС. Ситуация существенным образом изменилась с появлением тяговитых электродвигателей и емких аккумуляторов. Автоконцерны стали предлагать сначала гибридные машины (сочетание традиционного мотора с электроустановкой), а затем и полноценные электромобили. Распространению электрокаров способствовала и «зеленая повестка», поскольку электрический силовой агрегат не выделяет углекислоту в атмосферу и относится к экологичному. Но как не утихают дискуссии, какой ДВС лучше (бензин или дизель, турбированный или атмосферный и т.д.), так и не прекращаются споры относительно превосходства электрических двигателей над ДВС и наоборот.
Преимуществ автомобилей с ДВС
Считается, что классический ДВС является основным двигателем автопрома, и потому не имеет конкуренции. Приверженцы и бензиновых, и дизельных, и даже гибридных машин, в спорах с оппонентами, почти всегда приводят следующие доводы в пользу классического решения.
- Автомобиль с бензиновым или дизельным ДВС легко заправить в любой стране мира, в том числе даже там, где нет никаких заправок поблизости. Как следствие, на такой машине можно отравиться в автономное путешествие любой продолжительности. Топливо можно везти с собой в канистре. Даже если «обсохнуть» на трассе, рано или поздно встретится добросердечный водитель, который сольет 2-3 литра из своего бака, чтобы «обсохший» смог дотянуть до ближайшей бензоколонки. Скорость заправки машины с ДВС исчисляется несколькими минутами.
- Высокая мощность ДВС позволит ездить с комфортом. Можно купить спорткар для молниеносного ускорения, можно приобрести и внедорожного «монстра», способного преодолевать косогоры, форсировать реки и преодолевать болота. А можно купить простой городской автомобильчик для неспешных поездок по делам. Выбор мощности по-настоящему впечатляет.
- Насколько бы сложным ни был ДВС, с его ремонтом справится автомеханик даже далеко от мегаполиса – были бы запчасти (которые, кстати, купить не проблема). Ведь моторы этого типа питания создаются по классической схеме, что во многом упрощает поиск неисправностей и их устранение.
- Финансовая доступность машин с ДВС сделала их популярными, вторичный рынок наводнен предложениями, а в автосалонах в любой момент можно купить авто с бензиновым или дизельным ДВС, причем за разумные деньги.
- Относительно небольшой вес автомобиля с ДВС сокращает нагрузку на подвеску и колеса. По статистике Britannia Rescue (британская компания, специализируется на оказании помощи водителям на дорогах), всего у 16% автомобилистов с бензиновыми или дизельными моторами обращаются за помощью в связи с неисправностью колес и подвески.
Наконец, не стоит забывать и об обогреве салона. Во время работы ДВС выделяет много тепла, которое расходуется на обогрев салона. Особенно это ценят жители стран с умеренным и холодным климатом.
Недостатки авто с ДВС
Но есть у классических бензиновых и дизельных машин и свои недостатки. И речь идет не о цене топлива (она высокая, причем цены продолжают идти вверх год от года). Наиболее существенным является экологичность силового агрегата. В выхлопе, помимо СО2, содержится множество токсичных компонентов, начиная от производных углеводорода и заканчивая тяжелыми металлами. Продукты горения наносят большой ущерб природе и вредны для людей. Несмотря на все усилия, экологичных ДВС нет и пока не предвидится.
Среди прочих слабых сторон авто с ДВС стоит выделить:
- невысокий ресурс ДВС, связанный со сложностью его конструкции, температурным расширением подвижных деталей и банальным износом вследствие постоянного нагрева и остывания;
- критичность к техническому обслуживанию – чтобы мотор работал исправно, приходится постоянно менять масло, ремни, свечи, фильтры, регулировать зазоры и производить множество других регламентных работ;
- низкий КПД, связанный с выделением большого количества тепловой энергии, израсходовать которую не представляется возможным.
Не стоит «списывать со счетов» и пожароопасность топлива. В случае технической неисправности или ДТП может произойти возгорание топливопровода, из-за чего возможен взрыв авто. Взрываются машины нечасто, но это не означает, что они не взрываются вовсе.
Преимущества электромобилей
Любой (абсолютно любой) электрокар считается одним из самых экологичных механических транспортных средств. По экологичности они конкурируют на равных, разве что, с велосипедами или повозками на конной (и прочей живой) тяге. Но экологичность – не единственный плюс электрокара:
- тишина – электромобили работают настолько тихо, что автопроизводители часто создают модуль искусственного звука мотора, дабы пешеходы успевали реагировать на аудиораздражитель;
- КПД – коэффициент полезного действия электромотора достигает 74%, то есть почти 3/4 энергии тратится на движение, а не на тепло и прочие потери;
- дешевизна обслуживания – электромотор не требует дорогостоящего обслуживания, ему не требуется масло, антифриз, свечи и прочие «расходники»;
- дешевизна электроэнергии – даже при самых дорогих тарифах на электричество электромобиль можно заряжать без особой оглядки на семейный бюджет;
- динамика – на малых и средних скоростях электрокар быстрее отреагирует на педаль газа, а мощность и крутящий момент смещены в нижний сегмент оборотов, что при полном приводе дает отменную динамику.
Наконец – в большинстве стран мира за электромобиль не нужно платить транспортный налог и даже более того. В крупных мегаполисах с платными парковками зачастую можно бесплатно парковать электрокар. Например, такие правила действуют в Москве. А в Правительстве обсуждают вопрос с открытием бесплатного проезда электрокаров по платным дорогам.
Слабые стороны электромобилей
Но идеального двигателя для машины пока не придумали, поэтому даже у электрокаров есть свои недостатки. И наиболее значимым является малый запас хода, который сокращается в холодное время года. В современных реалиях электромобиль способен преодолеть расстояние 200-300 км на одной зарядке. В городе это не критично, но для путешествий на дальнее расстояние электрокар не годится. Ведь инфраструктуры даже на родине Tesla (США) все еще недостаточно для комфортного владения электрокаром. Что же говорить о России, где зачастую «электрозаправок» нет во многих малых и средних городах.
Время заряда аккумулятора – еще один минус электрокаров. Чтобы зарядить АКБ на 80% уходит до 7 часов, а 100% заряд достигается за 10 часов. При этом накопленную энергию машина тратит даже на обогрев салона, что сокращает запас хода в разы в зимний период.
Среди других недостатков можно выделить:
- большой вес авто из-за большой массы аккумуляторов;
- повышенную нагрузку на колеса и подвеску;
- сложность техобслуживания и ремонта из-за нехватки слесарей, знакомых с конструкцией электрокара.
Также не стоит забывать о цене. Машины с электродвигателем стоят дорого и все еще не по карману большинству жителей не только России, но и ЕС, США, Азии. Однако цены на них снижаются год от года.
Что лучше – авто с ДВС или электромобиль
Сравнивая машины с ДВС и электромобили, стоит определить критичные для себя параметры. ДВС выигрывает в плане автономности, но дороговизна топлива играет против него. Если не хочется тратить время на техобслуживание, то лучше выбрать электрокар. В то же время, ДВС имеют знакомую почти всем автомеханикам компоновку. Аккумуляторы пасуют перед морозами, поэтому ДВС в прохладном и холодном климате лучше. Если экологичность – не пустой звук, то автомобиль на ДВС будет не самым разумным вариантом. Наконец – цена машины. Версии с любым ДВС всегда дешевле электрокаров.
Независимо от того, выбран ли электрокар или традиционная машина с ДВС, для ее управления нужны права соответствующей категории. Получить их будет легко, если пройти обучение в автошколе «Вектор». Запишитесь на пробное бесплатное занятие по телефону или лично в офисе автошколы.