В большинстве автошкол водителей негласно обучают жестам и сигналам, с помощью которых можно общаться с другими участниками дорожного движения. Но запоминают их немногие, а впоследствии теряются и не знают, как реагировать, увидев на дороге тот или иной сигнальный жест. Тем не менее, знать их нужно – часть из них входит в ПДД, а неформальная жестикуляция сильно облегчит движение по дорогам общего пользования.
Жесты руками и ПДД
В Правилах указан исчерпывающий список официальных сигналов, которые подаются рукой водителя (левой или правой, в зависимости от местоположения руля в авто). В частности, речь идет о ч.1 и 2 пункта 8.1 ПДД, в соответствии с которыми водитель обязан воспользоваться жестовыми сигналами, если не исправны или отсутствуют внешние световые приборы: поворотники и (или) стоп-сигналы. В случаях, если необходимо показать намерение совершить:
- левый или правый поворот, разворот, начало движения, перестроение – рука вытягивается влево (при маневре налево) или поднимается вверх при согнутом локте (при маневре направо);
- торможение – конечность в прямом виде поднимается вверх.
Чтобы другим участникам дорожного движения были видны подаваемые сигналы, конечность выставляется из авто через открытое боковое окно. При леворульной посадке в машину жестикуляции производятся левой рукой, а в праворульном авто – правой.
К жестикуляции, в основном, прибегают владельцы велосипедов, мопедов, скутеров, мотоциклов и прочих транспортных средств, не оборудованных указателями поворотов и стоп-сигналами. Владельцы автомобилей прибегают к ним крайне редко, поскольку внешние световые приборы редко выходят из строя и отремонтировать их (в основном) не представляет труда.
Неформальные жесты и сигналы
Помимо обязательной жестикуляции, которая вменяется в обязанности водителей установленными Правилами, на дороге используются и неформальные способы сигнализации, которые являются предупреждающими или информационными. Знать их будет как минимум полезно:
- Жест в виде кругового движения. Таким способом сообщают о спущенном колесе. Нередко сопровождается указанием «мизер», что означает видимое низкое давление в шинах. Иногда после этого знака указывают на то, какое именно колесо спускает.
- Поднятая над рулем ладонь. В основном, это способ приветствия, либо «спасибо» в жестовом языке. Благодарят также кивком головы, а водительницы сопровождают этот сигнал еще и улыбкой.
- Склонение головы с одновременным приложением руки к груди. Таким образом приносят извинения.
- Мах ладонью над рулем. Почти всегда значит – «проезжай, пропускаю», если адресуется пешеходам, то свидетельствует о намерении пропустить. Но следует убедиться, что водитель, машущий над рулем, действительно пропускает, а не отгоняет назойливую муху.
- Короткий звуковой сигнал и указание рукой на место перед вашим капотом. Таким образом пытаются подавать просьбу пропустить в ваш ряд. Особенно актуально в пробках. Ответ мотанием головы влево-вправо покажет отказ, а вверх-вниз – согласие пропустить перед собой.
- Указательный палец вниз. Означает какую-то проблему с машиной с внешней стороны. Это может быть не захлопнутая дверь, приспущенное колесо, приоткрытый или открытый лючок бензобака и даже свисающее растение. Словом – с машиной что-то не так, нужно остановиться и проверить.
- Постукивание по плечу. Значение подобной жестикуляции двойное – либо предупреждение о дежурящем наряде ДПС, либо вопрос о том, ждать ли впереди инспектора. В основном это понятно по контексту.
- Фига, она же дуля, она же кукиш. Это ни разу не оскорбление, а попытка показать водителю ТС со спаренными колесами на застрявший между ними камень.
- Имитация мигания лампочки. Указывает на включенную или не включенную лампу поворота.
- Указание на глаза. Чаще всего означает необходимость включить фары или дневные ходовые огни.
- Сигнализация рукой вниз. В основном указывает на незакрытый багажник или плохо закрепленный на верхнем багажнике груз. Гораздо реже говорит о требовании затормозить у обочины (например, у вас что-то упало и вам хотят вернуть, или же хотят устроить «разборку»).
Не стоит игнорировать водителей на обочине рядом с машиной с включенной аварийкой. В руках может быть какой-то предмет, указывающий на необходимость оказания им помощи. Если держат канистру, то требуется дозаправка. Если держат гаечный ключ – просят какой-то инструмент или оказать помощь в мелком ремонте. Провода значат о том, что нужно «прикурить». «Лямка» свидетельствует о необходимости в буксировке.
Прочие сигналы на дороге
Помимо жестикуляции активно используются внешние световые приборы. Моргание аварийкой означает благодарность или извинение. Если водитель впереди идущего авто вдруг включил аварийку, то он предупреждает о резком торможении из-за препятствия или плохого самочувствия. При движении задним ходом аварийкой могут показать затрудненный обзор, т. е. человек не видит, что происходит. В основном к такому способу прибегают на загруженных паркингах, особенно если по обе стороны от выезжающей машины припаркованы фургоны и другие ТС, мешающие обзору.
Шоферы автобусов, фур и других высоких ТС поворотником могут предупредить о возможности обгона. Левый означает – «обгонять нельзя, впереди препятствие», правый – «обгоняй, все чисто».
Чтобы научиться подавать сигналы жестами, аварийкой, поворотником и фарами еще на этапе обучения, достаточно записаться в автошколу «Вектор». Современные автомобили, опытные инструкторы и качественное обучение в удобном формате позволит без проблем начать водить авто, выучиться на категорию «B» и без проблем сдать экзамены в ГИБДД.
Запишитесь на бесплатное пробное занятие по телефону или онлайн.