Современные легковые автомобили выпускаются с 3-мя типами моторов: бензиновыми (самый массовый сегмент), дизельными (не менее популярный тип ДВС) и электрическими (самый малочисленный сегмент). И это не считая экзотики наподобие гибридов. Но споры не утихают относительно того, какой двигатель внутреннего сгорания более предпочтителен – работающий на бензине или на ДТ. Об электрокарах и гибридах особых споров пока не ведется ввиду малой численности приверженцев данной техники.
Чтобы разобраться, какой тип двигателя лучше, стоит изучить основы принципа их работы, коэффициент полезного действия и прочие особенности. К последним относится стоимость как силового агрегата, так и его обслуживания, плюс надежность и ресурс.
Принцип работы двигателей внутреннего сгорания
Бензин и дизель работают примерно по одному и тому же принципу. Но между ними колоссальная разница именно за счет особенностей воспламенения топлива при сжигании топливно-воздушной смеси.
- В бензиновом двигателе смесь из бензина и воздуха воспламеняется за счет искры, генерируемой свечой. Смесь заполняет цилиндр, сжимается, после чего свеча дает искру, что приводит к резкому увеличению давления, и сгораемые пары толкают поршень вниз. Без свечи температура смеси топлива и воздуха при сжатии составит всего 500°С. Этого недостаточно для самовоспламенения.
- Дизельные двигатели работают без искры, генерируемой свечой. В них происходит самовоспламенение смеси топлива и воздуха при максимальном давлении. В цилиндре сжимается воздух до давления порядка 50.9858 кгс/см², после чего в него впрыскивается топливо. Температура только сжатого воздуха достигает 900°С, чего достаточно для самовоспламенения. Сгорающее топливо толкает поршень.
Базовый принцип – один, но из-за разного подхода к воспламенению топливной смеси оба мотора имеют разный коэффициент полезного действия (КПД), и при равном объеме будут развивать различную мощность.
КПД двигателей и мощность
Конечно, ДВС и на бензине, и на дизеле бывают разными. Благодаря внедрению различных технологий наподобие TDi, CRDi, MPi и прочих, КПД и мощность существенно выросли относительно базовых величин. Поэтому рассматривать придется «сферический» мотор «в вакууме».
И здесь выясняется любопытная картина. Дизельные двигатели отличаются более высоким КПД, причем разница весомая – порядка 35-40%. Это обеспечивает снижение расхода топлива. Объясняется высокий КПД банально: эффективностью сгорания смеси под более высоким давлением.
В то же время бензиновые отличаются повышенной мощностью. Но чтобы снять эту мощность, ДВС на бензине придется крутить до 5-6 тыс. оборотов. При 3 тыс. оборотов мощнее окажется дизель. И все потому, что решает крутящий момент, и у дизеля он традиционно более низкий. Он банально быстрее набирает заявленную мощность, хоть и уступает бензину в скорости разгона.
Автомобиль с дешевым MPi на 3-4 тыс. оборотов все еще имеет запас мощности и его можно продолжать крутить. А авто с TDi на тех же оборотах уже выдаст весь запас мощности и не сможет резко ускориться. По крайней мере, стоимость такого ускорения будет неадекватно высокой, а у бензина расход будет падать с набором скорости.
Обслуживание двигателя
Что лучше – бензиновый или дизельный агрегат с точки зрения обслуживания. И здесь явное преимущество на стороне бензинового силового агрегата. Он легко переносит длительную работу на оборотах более 4 тыс., запчасти достаточно дешевые, стоимость ремонта невысока, а отремонтировать машину можно едва ли не «на коленке». Проблем с поиском хорошего моториста точно не возникнет.
Дизельные агрегаты более «капризны». Начать стоит с качества топлива и необходимости заливать «зимнее» ДТ в холода, иначе возникнут проблемы в работе силового агрегата. Даже опытные мотористы редко берутся за ремонт, а стоимость таких услуг сравнима с полной «капиталкой» ДВС на бензине. Владелец дизеля просто вынужден часто менять масло и фильтры. А проблемы с ТНВД становятся настоящей головной болью.
Ресурс двигателей
Исходя из особенностей обслуживания, кажется, что бензин лучше дизеля. На самом деле, бензиновый силовой агрегат физически не проходит столько же, сколько рядовой дизелек. На дорогах можно встретить автомобили на дизеле с пробегом в миллионы километров. Особенно старенькие грузовички.
Усреднено, если за двигателем ухаживают, используют хорошее топливо и не скупятся на смазку и фильтры, ресурсы составляют:
- 150-350 тыс. км для авто на бензине;
- 200-500 тыс. км для дизельных двигателей.
Цифры в реальности сильно отличаются. Например, к «милионникам» относят бензиновый ДВС Toyota 3S-FE. А дизельный VW 2.0 TDI cbab отхаживал около 100 тыс. км до существенного износа. В пару к нему можно поставить печально известный BMW N47, который мог не наездить даже 50 тыс. км, и это при его стоимости.
Какую машину выбрать – на дизеле или на бензине?
Подытожить можно так:
- Дизельный агрегат – это «марафонец», который будет лучше собрата на бензине по показателям расхода, стоимости километра пробега, и главное, долговечности.
- Бензиновый силовой агрегат – это «спринтер», который отличается превосходной динамикой, он лучше дизеля по стоимости обслуживания, ремонтопригодности и способности долго выдерживать повышенные обороты.
Что выбрать – решать вам. Если машина покупается на годы в качестве «рабочей лошадки», то дизель явно выигрывает у бензина. А если авто покупается в личное пользование для езды по трассам и городу, то бензин – явный фаворит.
Но чтобы получить возможность водить авто, нужно получить права. И в этом поможет автошкола «Вектор». Запишитесь на обучение онлайн или по телефону, чтобы изучить премудрости вождения и с легкостью сдать экзамен на права. Бесплатный тест драйв с опытным инструктором поможет принять решение. Подайте заявку на пробное занятие прямо на сайте.