Не только начинающих, но даже опытных водителей волнует вопрос при выборе резины на период холодов: шипы или липучка? У каждого из вариантов есть и преимущества, и недостатки, которые влияют и на надежность, и на безопасность, и на управляемость транспортного средства.
Что такое шины с шипами и фрикционные покрышки
Когда столбик термометра опускается ниже +7°С в среднесуточном значении, стоит переобуть автомобиль на более хладостойкую резину. Она может быть как шипованной, так и фрикционной. Шиповка, как это следует из названия, оснащается шипами, которые улучшают показатели сцепления со льдом и другими замороженными скользкими покрытиями (укатанный снег, например).
Фрикционная шина лишена металлических шипчиков. Она цепляется за снег и лед кромками резиновых ламелей – острых разрезов в протекторе. Примечательно, что фрикционная резина (от англ. friction – трение) составляет конкуренцию шиповке, а в некоторых условиях эксплуатации обеспечивает даже лучшее трение, чем покрышка с шипами.
Так какая зимняя резина будет лучше? Все зависит от условий эксплуатации и особенностей покрышек.
Если выбрать шипы на зиму
Большая часть покрышек, на которых установлены шипы, имеют и водоотводные канавки, и ламели. Но основную работу по сцеплению со скользким покрытием выполняют именно шипчики – металлические заякоренные элементы, которые втыкаются в покрытие и тем самым обеспечивают эффективный разног и торможение.
Наилучшую работу шиповка показывает на таких покрытиях, как чистый лед и снежный накат. Не менее эффективны они на мокром или сухом асфальте: многочисленные практические тесты доказали эффективность шипов на всех типах покрытий при температуре 0 … -30°С.
Но из-за особенностей расположения шипов и малого количества ламелей шины показывают невысокие результаты в поворотах на скорости. Из-за худшего сцепления с дорогой возможен снос передней оси и сваливание в неуправляемый дрифт. В то же время вырваться из ледяного плена даже в повороте на шипах будет проще, чем на липучке.
Фрикционные шины для зимней дороги
Жители России с недоверием относятся к фрикционным шинам, считая, что резина не может эффективно цепляться за лед. Тем не менее многочисленные независимые тесты редакций разных автомобильных журналов доказали: липучка не менее эффективна на льду, чем шипы. Более того: фрикционка выигрывает у шипованных покрышек в снегу – как в «каше», так и на свежевыпавшем снеге.
Решающее значение имеет большое количество ламелей, который в этих условиях забиваются снегом, который увеличивает сцепление со снежным покрытием. В зимних дворах такие покрышки увереннее держат траекторию. Но все меняется при показаниях столбика термометра в околонулевой зоне. Водяная пленка мешает фрикционным покрышкам эффективно цепляться за дорожное полотно.
Липучки эффективны зимой при прохождении поворотов за исключением условий мокрого асфальта. Если покрышка хорошо тормозит по чистому льду, то из-за состава резиновой смеси она малоэффективна на мокрой дороге. Исключение составляют шины для мягкой европейской зимы. Прорези ламелей у них более округлые. Их стоит выбрать жителям южных регионов с климатом, в котором зимой преобладают дожди и околонулевая температура.
Выбор зимних шин для легковых автомобилей
Непросто выбрать подходящие покрышки для машины, если не знать условий эксплуатации авто в холодное время года. Но много проще будет ориентироваться, если представлять, по каким дорогам и в каком климате будет ездить машина.
- липучки подходят жителям городов с невысокой скоростью движения и преобладающими температурами ниже -5°С в среднем значении;
- шипы считаются более универсальными и «работают» вплоть до температуры +10°С;
- шипованные шины не отличаются высокой эффективностью на сухом асфальте, поскольку металл лучше скользит по асфальту, в то же время разрушает его;
- шиповка лучше держит дорогу, но она более шумная, чем фрикционные покрышки;
- шины с направленным рисунком протектора лучше отводят водяную пленку, которая держится на покрышках вплоть до забортных температур -20…-25°С.
В заключение стоит сказать, что от покрышки зависит многое, но главный в автомобиле – водитель. От его действий зависит безопасность каждой поездки. И чтобы уверенно чувствовать себя на зимних дорогах на самых разных покрышках, нужно овладеть искусством вождения. В этом помогут инструкторы автошколы «Вектор». Мастера производственного обучения подскажут и расскажут, как ездить безопасно в холодное время года, что позволит сдать экзамен на права без проблем. Запишитесь в группу по телефону или закажите бесплатный обратный звонок.