С первых заморозков у водителей возникает проблема завести двигатель, если температура на улице опустилась ниже -5°С. И чем сильней морозы, тем тяжелее заводиться. Вполне естественно, что водители хотят обезопасить себя от риска однажды оказаться вынужденным пешеходом из-за того, что двигатель не завелся. Поэтому стоит разобраться с физикой процесса и понять, как правильно запустить мотор в холода.
Почему пуск двигателя в мороз затруднен
Любой мотор, будь то дизель или бензиновый ДВС, имеет 3 ключевых системы, отвечающих за беспроблемный пуск: системы питания, зажигания и смазки. При любой неисправности в этих системах завести авто будет проблематично. Но даже новые, только что прошедшие обслуживание транспортные средства испытывают проблемы запуска ДВС в мороз. Это связано с двумя параметрами:
- загущение смазки — масло в моторе и трансмиссии становится гуще, из-за чего коленвалу сложнее крутиться;
- загущение электролита — просадка отдаваемого тока от АКБ, из-за чего стартер не может «разогнаться».
Особенных проблем оба фактора не доставляют до тех пор, пока температура «за бортом» не опустится ниже -20°С. Вот здесь «вылезут» все мелкие неисправности, которые незаметны в более теплое время. Проблемой могут оказаться неподходящее масло двигателя, неисправность системы зажигания, например, свечей, и плохо работающий аккумулятор.
Устранение этих проблемы, получится завести машину и при -30°С. Главное — соблюдать правила запуска во время мороза.
Как заводить машину в зимние морозы
Самый современный и дорогой аккумулятор в морозные дни снижает пусковой ток в силу физико-химических процессов, вызванных отрицательной температурой. По сути, без нагрузки (сигнализация и прочие мелкие потребители не в счет) он «засыпает» в холодном климате. И его приходится «будить». Поэтому первое, что должен сделать водитель в сильные морозы со своей машиной — включить на несколько секунд дальний свет.
Лампы потребляют немалый ток, а значит, вызванные разрядом химические процессы чуть нагреют АКБ, и он сможет отдавать больший ток для уверенного проворота стартера и коленвала. Фары не успеют посадить аккумулятор настолько, что у него не хватит тока для запуска.
После выключения дальнего света нужно побеспокоиться о выключении лишних потребителей. Включить подогрев сидений, зеркал и стекол можно и после того, как машина заведется. А во время работы стартера они будут бесполезно съедать дефицитный ток.
На авто с МКПП помочь запуску можно выжиманием сцепления. Из-за холода трансмиссионное масло становится густым, и заставлять стартер крутить еще и масло в КПП — значит бездарно тратить заряд АКБ. При выжимании сцепления стоит поставить авто на ручной тормоз. Пользоваться рабочей системой не стоит — включившиеся стоп-сигналы потребляют ток не хуже ПТФ.
Далее следует действовать по следующему алгоритму:
- перевести ключ зажигания в положение II (On) — в двигатель начнет поступать топливо;
- дождаться прекращения работы топливного насоса — нужно 2-3 секунды для заполнения топливной магистрали;
- перевести ключ зажигания в положение III (Start) — стартер начнет раскручивать коленвал.
Дизельные силовые агрегаты имеют свечи накала, подсоединенные к приборной панели.
Обычно авто заводится с первой попытки. Если же в течение 10 секунд мотор не заработал, нужно выключить зажигание, выждать 20-30 секунд и повторить попытку. После каждой 3-ей попытки стоит продувать цилиндры от топлива. Для этого нужно зажать педаль газа и включить зажигание. Топливо в таком режиме в мотор не подается, цилиндры продуваются воздушной смесью под давлением. Если этого не сделать, примерно к 4-5 попытке свечи будут залиты и их придется сушить.
Ошибки пуска двигателя в зимнее время
Основная и главная ошибка, которую совершают неопытные водители — пытаются завестись во что бы то ни стало путем непрерывного вращения стартера. Но такой поступок с большей долей вероятности приведет к залитым свечам и полной невозможности запуска в ближайшие 1-2 часа.
Вторая ошибка — не оставлять попыток завестись, несмотря на отказ системы 5-7 раз подряд. Скорее всего автомобиль неисправен, или же «за бортом» царят восхитительные -40°С. Пытаться заставить машину работать в такой лютый мороз без предварительной долгой подготовки попросту бесполезно и даже опасно.
Ошибка третья — нарушение правил прогрева. Да, современные моторы вроде как не нуждаются в этом. Однако в мороз любое масло густеет. Отсутствие нормальной смазки приведет к износу и даже поломке двигателя.
Что ломается в машине в сильные морозы
Даже если машина без проблем заводится в зимнее морозное утро, это не значит, что ее узлы и детали работают как положено. Многие процессы скрыты от водителя, и узнает о них он только в момент, когда узел авто выходит из строя. Сломаться может:
- двигатель — в основном из-за масла, которое становится густым и не смазывает детали, под угрозой оказываются вторичные системы от вентиляции картера до сальников, которые могут прорваться;
- подвеска — даже длительный прогрев не разогреет узлы подвески, а из-за холодов дубеют пыльник, сайлентблоки и другие эластичные детали, что ведет к их износу и разрыву;
- кузов — соединения элементов становятся хрупкими, из-за чего любая диагональная нагрузка может привести к повреждению герметичности швов и даже разрушению ЛКП;
- электрика — задубевший провод теряет эластичность, его изоляцию «пробивает».
Даже если ваш авто заводится при любой погоде — подумайте, а стоит ли поездка тех последствий, которые могут возникнуть?