Многие покупают автомобиль для того, чтобы возить своего ребенка в садик, школу, кружки и секции. В действующих ПДД и некоторых законодательных актах оговорены правила, в соответствии с которыми возможна транспортировка детей. Если до 2017 года в России действовали единые правила транспортировки несовершеннолетних пассажиров, то позже вплоть до 2021 и 2022 в закон о перевозке были внесены определённые изменения, оказывающие влияние на всех участников дорожного движения.
Закон о детской транспортировке
До изменений в законодательной базе транспортировка несовершеннолетних в легковом авто была возможна с применением удерживающих устройств (УУ) на заднем и переднем сидениях, независимо от массы тела, возраста или роста. В актуальных правилах дорожного движения введены градации по возрастным группам с отдельными требованиям к росту и массе.
Введенные коррективы привели к более комфортному и безопасному передвижению детей на машинах. Новые ПДД учли особенности физиологии детей. Как и раньше, сейчас запрещено возить несовершеннолетних в кузове и прицепе, в т. ч. оборудованном лавками. Пассажиры могут находиться только в салоне или кабине транспортного средства.
Водитель транспортного средства должен быть трезвым, хорошо себя чувствовать и двигаться с соблюдением знаков, разметки и сигналов светофора. Транспортное средство для перевозки детей должно быть технически исправным.
Особенности перевозки детей до года
На сегодняшний день дети до года, независимо от комплекции и типа транспортного средства могут перевозиться:
- только с использованием сертифицированного удерживающего устройства типа «автолюлька» с маркировкой «0»;
- при транспортировке на заднем диване люлька ставится под углом 90° к направлению движения;
- при транспортировке спереди люльку устанавливают изголовьем по ходу движения.
Люлька пристегивается штатными ремнями авто, или же монтируется на систему ISOFIX, если она поддерживается автолюлькой и ею оборудована машина.
Законодательство о перевозке лиц в возрасте 1-7 лет
Пассажиры-дошкольники могут ехать в авто только в автокресле или ином сертифицированном УУ. Оно должно соответствовать таким параметрам, как возраст, рост и вес ребенка. Возить ребенка этого возраста разрешено на любом сиденье — заднем и переднем. Но обязательно — лицом вперед.
Запрещено пользоваться только ремнями или вовсе не пристёгивать ребенка. Если машина не оборудована штатными средствами крепления УУ, о перевозке ребенка в ней не может быть и речи.
Как возить детей 7-11 лет
Ученики младших классов, а именной в эту категорию входят ребята старше 7 и до 11 лет, могут ездить даже без использования удерживающего устройства, но только сзади. На переднем сидении он может ехать, пользуясь автокреслом (иным УУ).
Отказаться от детского УУ сзади возможно при соблюдении 3-х условий:
- возраст от 7 до 12;
- рост более 1,5 м;
- вес более 36 кг.
В остальных случаях ему придется пользоваться автокреслом, иначе на водителя наложат административное взыскание.
Например, если ребенку 10 лет, но его рост составляет 151 см, а вес — 37 кг, он может ехать сзади, пристегнувшись штатным ремнем безопасности.
Перевозка пассажиров с 12 лет
По старым нормам ребенок, начиная с 12 лет, мог ездить без УУ и сзади, и спереди. Новый порядок по-прежнему позволяет ездить так, но лишь при условии, что ребенок вырос выше 150 см и весит больше 36 кг. В этой части почти ничего не изменилось в сравнении с тем, как возят ребят до 11 лет.
Для перевозки детей в автомобиле спереди без УУ с использованием штатного ремня, нужно, чтобы ему было уже 12, а физические параметры соответствовали указанным в законе. Иначе ребенку придётся ехать сзади и пользоваться УУ точно так же, как детям до 11.
Кресла и ремни безопасности
Удерживающие устройства играют важную роль в пассивной защите ребенка во время поездки. Поэтому выбирать УУ для перевозки следует с учетом его соответствия нормам ECE 44 — евростандарту, который действует в Российской Федерации с 2020 года.
УУ должно подходить ребенку и по росту, и по массе тела. Если оно будет слишком мало или велико, оно не справится с защитой здоровья и жизни во внештатной ситуации. Это касается и универсальных УУ, которые рассчитаны на предельно широкий диапазон возрастов.
Полагаясь на ремни при транспортировке ребят ростом выше 150 см и весом более 36 кг в автомобиле, стоит уделить внимание работоспособности замка и динамического механизма. Замок должен надежно фиксироваться в защелке, а механизм не должен быть слишком тугим или, наоборот, разболтанным. На ремне не должно быть потертостей и других повреждений.
Расположение автокресла
Многие водители задаются вопросом о том, где разрешено располагать кресла. Для транспортировки ребенка на личном авто подходит любой ряд, но с оговорками:
- на переднем сидении можно ставить УУ, если отключена подушка;
- грудные малыши до 0,5 лет ездят боком, до 1 года — спиной, более старшего возраста — лицом вперед.
Безопасней всего выделять для несовершеннолетних пассажиров место за водителем. Да, родителю сложно будет следить за ребенком. Но в случае ДТП именно в этой части машины больше шансов не получить травм.
Ответственность и штрафы
Штрафные санкции зависят от того, кто именно нарушил правила перевозки и в чем именно заключается нарушение.
Если ПДД нарушает родитель или иной законный представитель ребенка, ему грозит взыскание в размере 3 т. р., для должностного лица сумма увеличивается до 25 т. р., а если нарушение допустила организация, с нее взыщут до 100 т. р. Оштрафовать могут не только за отсутствующее кресло, но и за несоответствие УУ возрасту, росту, массе ребенка, если одним УУ пристегнуто более 1 человека, если УУ не зафиксировано как положено.
Штрафы полагаются и за иные нарушения в сфере перевозки несовершеннолетних лиц:
- оставление ребенка в авто на стоянке на срок более 5 минут — ч. 1,5 ст. 12.19 КоАП РФ, до 2,5 т. р. в Москве и Санкт-Петербурге, до 500 р. в других регионах страны;
- пьяное управление ТС с ребенком — взыскание до 30 т. р. или лишение прав до 2 лет.
Чтобы водить автомобиль с ребенком или без него с соблюдением актуальных правил, важно не только получить права, но и пройти обучение ответственно, а не ради экзамена в ГИБДД. Важно отслеживать ключевые изменения в законодательстве — они всегда направлены на защиту и водителей, и пассажиров, и пешеходов.
Ну а научиться водить авто и не создавать экстремальные ситуации, вовремя предвидеть их и избегать аварий можно в автошколе «Вектор». Вас ждут опытные педагоги и инструкторы. Запишитесь на бесплатное тестовое занятие по телефону или на сайте.