У любого автомобиля рано или поздно возникает стук в подвеске, даже если не пропускается ни одно сервисное обслуживание. Все дело в ее сложной конструкции и нагрузках, которые узлу приходится воспринимать. Обнаружение стука — повод провести диагностику и устранить неисправность. Разберемся, почему это столь важно и что может являться причиной возникновения «опасных» звуков.
Чем опасен стук в подвеске
Возникший стук в подвеске автомобиля — это серьезный сигнал, который нельзя игнорировать. Когда слышен характерный глухой или металлический звук при наезде на кочку или на обычных неровностях, он означает, что какие-то элементы уже не выполняют свои функции должным образом.
Особенно опасно то, что игнорирование стука может привести к прогрессирующему разрушению. Например, если стучит стойка амортизатора, это может привести к потере управляемости на высоких скоростях, особенно при прохождении поворотов. При этом автомобиль становится менее устойчивым, что значительно повышает риск возникновения аварийной ситуации.
Если не обратить внимание на стук вовремя, проблема может усугубиться настолько, что в критический момент какой-то узел просто откажет. Последствия могут быть катастрофическими. Например, при езде по трассе из-за неисправной шаровой опоры колесо просто «отваливается» от автомобиля.
Кроме того, неисправность создает дополнительную нагрузку на другие элементы автомобиля. Например, если стучит рулевая тяга, это может привести к преждевременному износу шин, так как колеса перестают правильно поворачиваться, и резина изнашивается неравномерно.
Поэтому даже небольшой стук может быть предвестником серьезной поломки, которая не только разрушает детали в подвеске, но и ставит под угрозу жизни водителя, пассажиров и даже других участников дорожного движения.
При появлении любого подозрительного стука в подвеске необходимо как можно скорее обратиться в сервис для диагностики и ремонта. Помните, что своевременная замена изношенных деталей обойдется гораздо дешевле, чем ремонт последствий серьезной аварии, вызванной игнорированием первых признаков неисправности.
Более того, понимание, что именно вдруг застучало, также имеет значение. С одной разновидностью неисправности вполне реально безопасно добраться до места ремонта своим ходом. А вот некоторые виды поломок требуют уже эвакуации авто. Поэтому стоит более серьезно разобраться в причинах.
Стук в передней подвеске
Чаще всего источником проблемы в передней части авто становятся шаровые опоры и рулевые наконечники. При их износе появляется отчетливый стук при проезде неровностей, который может сопровождаться неприятным скрипом. Если игнорировать эти признаки, автомобиль начнет «уводить» в сторону, что крайне опасно при движении на скорости.
Сайлентблоки — еще один частый виновник посторонних звуков. Когда они приходят в негодность, стук можно не только услышать, но и почувствовать через кузов, поскольку рычаг подвески начинает буквально биться о днище автомобиля.
Втулки стабилизатора создают особый тип шума, который сложно идентифицировать только по звуку. Для их проверки требуется осмотр автомобиля снизу, так как они часто располагаются в труднодоступных местах на подрамнике.
Стойки стабилизатора, известные среди автолюбителей как «яйца» или «линки», могут издавать характерный стук при проезде даже мелких ухабов. Особенность поломки заключается в том, что звук может передаваться с одной стороны на другую, поскольку стабилизатор соединяет оба колеса.
Рулевая рейка становится источником проблем, особенно на автомобилях с большим пробегом. Характерное постукивание и скрипы возникают в месте соединения рулевых тяг, и для его обнаружения достаточно слегка приподнять колесо и покачать его из стороны в сторону. В движении они отчетливо воспринимаются в повороте, однако в этом случае придется дифференцировать неисправность от рулевых наконечников и шаровых.
Рулевая тяга хоть и ломается реже, но также может стать причиной неприятных звуков. Определить неисправность можно по наличию люфта в месте соединения шара с корпусом тяги.
Иногда источником звуков могут стать суппорты тормозной системы. В этом случае характерный звук пропадает при нажатии на педаль тормоза, что помогает отличить проблему от других неисправностей подвески.
Верхние опоры стоек и встроенные в них подшипники также могут вызывать посторонние звуки. При их износе может стучать как сам подшипник, так и оторвавшаяся внутренняя втулка.
Реже встречаются такие проблемы, как сломанные витки пружин или раскрутившиеся крепежные элементы, известные как «крабы». Эти случаи требуют особого внимания при диагностике.
Стук задней оси
Проблемы в подвеске сзади возникают чуть реже. Она отличается по конструкции от передней, но все же подвержена различным неисправностям. Одной из первых причин может стать направляющая конструкция. Она включает в себя балку, рычаги и их шарниры. При появлении трещин или деформаций в этих элементах возникает характерный стук, который усиливается при проезде кочек и ухабов. Особенно важно проверить состояние фланцев и их резьбовых соединений, так как даже небольшой люфт может привести к серьезным последствиям.
Пружины также часто становятся источником проблемы. При их деформации или повреждении резиновых вкладок заметно ухудшается комфорт управления, появляется характерный глухой звук. В некоторых случаях пружину можно восстановить, но чаще всего требуется полная замена.
Задний амортизатор — еще один распространенный источник проблемы. Необходимо проверить не только сам корпус на предмет течи масла, но и состояние пыльников, резиновых втулок и внутренних механизмов. Даже если сам амортизатор работает исправно, изношенные детали могут издавать посторонние звуки на ухабистом покрытии.
Тормозной суппорт может стать причиной громких звуков сзади. При его перекосе или неисправности направляющих появляется характерный металлический звук, который особенно заметен при движении по неровной дороге.
Подшипник ступицы также может быть источником проблемы. В этом случае диск начинает задевать тормозные колодки, создавая неприятный скрип и вибрацию. Звук часто усиливается при наборе скорости и при повороте.
Иногда причиной могут стать неисправности крепления различных деталей. Плохо закрученные гайки или крепежные элементы под капотом могут вызывать посторонние звуки, которые ошибочно принимаются за проблемы с ходовой.
Важно понимать, что ходовая является критически важной системой, в том числе в плане безопасности автомобиля. Игнорирование неисправностей может привести к прогрессирующему разрушению деталей и, как следствие, к потере контроля над автомобилем.
Поиск причины стука в подвеске в гараже и СТО
Определить стук в подвеске крайне важно. Сделать это можно как своими силами, так и на СТО. Самостоятельная диагностика в гараже начинается с визуального осмотра всех узлов на наличие повреждений креплений, дефектов резиновых элементов и подтекания жидкостей. Далее следует звуковая проверка при движении автомобиля. Нужно открыть окна для акустического выявления посторонних шумов. Проверка люфтов выполняется путем заезда на яму или эстакаду и ручного «подергивания» всех подвижных элементов.
Профессиональная диагностика на СТО более точная, поскольку проводится с использованием специального оборудования.
- Стук в подвеске выявляют с помощью специальных датчиков, которые считывают звуковые колебания при проезде кочек и ям. Процедура занимает около четырех часов и позволяет точно определить источник проблемы.
- Электронная диагностика современных автомобилей через подключение компьютера к электронному блоку управления. Система сама сигнализирует о неисправностях через коды ошибок.
- Вибродиагностика на специальном вибростенде, который имитирует движение по неровной дороге. Датчики передают информацию в компьютер, который сравнивает полученные данные с заводскими параметрами.
- Диагностика на подъемнике позволяет специалистам получить максимальный доступ ко всем узлам для детального осмотра.
Важно помнить, что регулярная проверка ходовой должна проводиться каждые 10 тыс. км пробега. При этом каждые 15 тыс. км рекомендуется делать развал-схождение, через 60 тыс. км оценивается состояние стабилизаторов поперечной устойчивости. 1-2 раза в год необходимо проверять подшипники на наличие люфтов, а остальные узлы проверяются не реже одного раза в год.