С некоторых пор среди автолюбителей ходит слух, что в России предусмотрен штраф за опасное вождение. Рассмотрим, что подразумевается под этим термином и какая ответственность предусмотрена за совершение тех или иных действий на дорогах общего пользования.
Что представляет собой опасное вождение
Для каждого отдельного человека понятие термина неочевидно и вызывает из-за этого некоторую неправильность толкования. Для кого-то опасным будет вождение со скоростью выше скорости потока, а для кого-то опасными представляются только «шашечки» (неоднократное перестроение в плотном потоке на высокой скорости). А кто-то и вовсе не видит в любом вождении ничего опасного.
Однако правительственная комиссия дала четкое и однозначное понятие такому вождению. Из ее выводов проистекает, что поведение водителя, которое представляет опасность для других участников дорожного движения, выражается в неоднократном совершении одного или сразу нескольких, следующих друг за другом маневров, к числу которых относят:
- невыполнение требований ПДД в части определения приоритета движения транспортных средств во время перестроения;
- перестроение при интенсивном движении при условии, если все полосы заняты, а водитель не собирается повернуть налево, развернуться или совершить маневр для объезда препятствия;
- несоблюдение безопасных интервала и дистанции;
- препятствование обгону в любых условиях и ситуациях;
- необоснованное резкое оттормаживание.
Каждое действие в отдельности не является прямым нарушением действующих ПДД. Первостепенное значение имеет многократность повторения подобных действий, за исключением лишь необоснованного торможения. То есть при двойном перестроении в течение короткого времени вождение будет признано опасным. При однократном перестроении особой опасности маневр для водителей не имеет.
А вот с торможением и боковым интервалом все не столь однозначно. Оба нарушения влекут за собой повышенный риск ДТП и, как показывают новостные сводки, часто с человеческими жертвами. Поэтому такие действия, даже совершенные однократно, могут привести к ответственности.
Ответственность за опасное вождение
В 2016 году, когда опасное вождение стало вызывать недовольство среди населения и сотрудников ДПС, законодатели стали обсуждать идею ввести ответственность за подобные действия. Проект поправок в законодательство уже прошел первое чтение, но пока еще не введен. Но это не означает, что в России можно не опасаться штрафа за агрессивную или «хамскую» езду. Дело в том, что в уже есть статьи, которые так или иначе предусматривают ответственность за опасное поведение на дороге:
- перестроение с «подрезанием» — ч.3 ст.12.14 КоАП, 500 руб.;
- несоблюдение дистанции и интервалов, необоснованные перестроения, резкое торможение и препятствование обгону — ч.1 ст.12.15 КоАП, 1500 руб.
Примечательно, что нести ответственность придется не только в случае, если факт правонарушения зафиксирован средствами видеофиксации. Часто бывает достаточно остановки нарушителя инспектором ДПС, последующего составления протокола, разбора и наложения административных санкций. Как показывает практика, оспорить постановление оказывается непросто.
Управляя автомобилем, каждый водитель должен помнить, что дорога — не место для удальства, хамства и лихачества. Лучше сразу научиться водить машину аккуратно и с уважением к другим участникам дорожного движения, а в случае авариной ситуации — быстро принимать решения и уклоняться от ДТП. Сделать это легко в автошколе «Вектор». Запишитесь на обучение уже сегодня по телефону, лично и даже онлайн.