Прогнозирование дорожной ситуации

Водитель должен выработать привычку постоянно производить оценку дорожно транспортной ситуации и прогнозировать ее развитие. Это способствует повышению общей безопасности на дорогах и позволяет считывать ситуации, развитие которых может привести к ДТП. Благодаря ассоциативному мышлению, знанию ПДД, возможностей транспортных средств и представлению о типичном поведении на дорогах общего пользования, человек может провести анализ и рассчитать обстановку и свое безопасное поведение в ней.

Чтение дорожных ситуаций

Даже начинающему водителю вполне достаточно воображения, чтобы выполнить анализ дорожной обстановки. Он необходим для:

Как показали многочисленные исследования в разных странах мира, люди гораздо быстрее могут реагировать на события, к которым они готовы заранее.

Чтобы прочитать обстановку на дороге, не придется устраивать мозговой штурм каждую секунду. Многие события вполне обычны и отмечаются рефлекторно. Главное — не отвлекаться и обращать внимание на детали. Это поможет исключить возникновение ДТП в ситуациях, связанных с неправильной оценкой происходящего. Поэтому водителю стоит уделить внимание:

Климатические условия могут оказаться едва ли не самыми коварными для движения. На скользком покрытии машину может занести, пешеход может поскользнуться и упасть прямо под колеса, а лужа после дождя может оказаться на лобовом стекле из-за проносящегося навстречу большегруза.

Внимание к подобным деталям  поможет сделать анализ и прогноз более точным.

Прогнозирование ситуации

Практически всегда ситуации на дороге типичны и не требуют особенных аналитических способностей для того, чтобы просчитать их возможный исход. Например, если во дворе неподалеку от дороги играют в мяч дети, стоит быть готовым к тому, что мячик выскочит на проезжую часть, и дети могут побежать за ним, не обращая внимания на автомобили. Если иметь в виду подобную ситуацию, будет несложно приготовиться к ней — сбросить скорость и быть готовым к торможению.

Или другой пример: на автобусной остановке стоит автобус. Вполне логичным будет предположение, что он может начать движение. Такая дорожная ситуация потребует перестроения в соседнюю полосу. Поэтому проще будет заблаговременно выполнить подобный маневр.

Первый пример — житейский, его можно наблюдать практически в любой дворовой зоне. Для транспортного средства, движущегося со скорость 5-10 км/ч, будет не проблема остановиться. Второй пример тоже не менее типичный. Причем оба они соответствуют ПДД, т. е. дети вправе играть в мяч у себя во дворе, а автобус вправе отъехать от остановки, а водители должны выпустить его с этой самой остановки.

Но что, если водители не соблюдают ПДД? Например, двигаясь по дороге недалеко от перекрестка можно заметить перед собой автомобиль, которой движется с высокой скоростью, но со включенным правым поворотом. Исходя из светового сигнала можно предположить, что машина будет поворачивать направо. Но высокая скорость говорит о том, что скорое всего водитель забыл выключить поворотник и собирается ехать прямо.

Другой пример — машина в левой полосе начинает сбрасывать скорость перед перекрестком, но указатель поворота выключен. Скорее всего, авто будет поворачивать налево, а поворотник может не работать или его банально забыли включить.

Третий пример — на трехполосной дороге проезд прямо осуществляется со средней и правой полосы, с левой — только налево. При этом обе полосы для движения в прямом направлении заняты. Можно ожидать, что машина с левой полосы может попытаться вклиниться в поток перестроением, в т. ч. без поворотника.

В прогнозировании помогает регулярная практика и опыт, знание типичного поведения машин на тех или иных перекрестках и на других участках. Но самое сложное в любой обстановке — спрогнозировать внезапное поведение водителей, пешеходов, животных. Фактор внезапности никто не отменял, поэтому стоит ждать «подвоха» от машин с иногородними номерами, пробегающих по тротуарам людей и даже от животных, которые могут появиться.

Практически в каждой ситуации стоит готовиться к худшему сценарию. Это позволит быть готовым к изменению обстановки.

Повышение безопасности в различных дорожных условиях

Быть готовым абсолютно ко всему невозможно в принципе. Но оценивать, насколько опасны те или иные ситуации все же можно даже в том случае, если недостает опыта. Вот примеры того, что можно ожидать:

  1. Если на темной дороге встречается одинокая фара (габарит), то это не всегда мотоцикл. Иногда у машин перегорает лампа. Поэтому при встречном разъезде стоит взять правее, а при попутном обгоне — левее.
  2. При движении после дождя или во время дождя не стоит приближаться к впереди идущему транспорту — грязь из-под колес будет забрызгивать ветровое стекло.
  3. Проезжая лужу, стоит быть готовым к яме и даже к открытому люку в ней. Скорость стоит выбирать небольшую.
  4. В первые дни зимы стоит исходить из того, что не все водители сменили покрышки на зимние. Поэтому начинать движение со светофора стоит не по зеленому сигналу, а лишь убедившись, что нет авто, не способных оттормозиться перед светофором.
  5. На трассах в конце подъемов и на закрытых поворотах стоит прогнозировать худшее — крупное ДТП, авиакатастрофу и другие потенциально опасные препятствия, и потому сбрасывать скорость и брать правее.
  6. В любых нерегулярных транспортных условиях опасно ехать на высокой скорости по листьям, снегу, льду. Еще менее предсказуемы первые капли дождя на пыльной дороге или грунтовке. Самые ужасные дорожные условия наступают на снежных участках с интенсивным движением во время оттепели.

Учиться прогнозированию можно не только за рулем автомобиля. Эту науку можно тренировать и в общественном транспорте, и даже будучи пешеходом.

Чтобы изучить особенности движения в разных условиях и научиться считывать дорожную обстановку, запишитесь на курсы вождения в автошколу «Вектор». Опытные автоинструкторы расскажут и покажут, как тренировать внимательность и анализировать происходящее, как это делают профессиональные водители. Запишитесь на тестовое занятие по телефону или прямо на сайте.

Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.