С 2014 года и до 23 сентября 2021 года (включительно) в России действовала система штрафов за превышение средней скорости. Водители были против административного взыскания, т.к. не понимали, что значит «средняя скорость» и поэтому массово обжаловали наказание. Были случаи обращения водителей в Верховный суд. Но постановления все равно продолжали выписывать, чем вызывали недовольство у владельцев авто. В итоге штраф отменили, но в настоящее время хотят вернуть его с учетом необходимых поправок.
Что такое средняя скорость в ПДД, способы её отслеживания
В настоящий момент в ПДД никак не регламентируют среднюю скорость. Это и ранее служило причиной для обжалования неправомерных наказаний за ее нарушение. В ст. 10 Правил указаны общие требования к соблюдению скоростного режима, а также установлены его базовые ограничения. Для легкового автомобиля без прицепа они имеют следующие значения:
- скорость в населенных пунктах — до 60 км/ч;
- движение вне населенных пунктов — до 90 км/ч;
- скорость на автомагистралях — до 110 км/ч.
В этом же разделе приводится право органов власти по своему усмотрению менять скоростной режим на некоторых участках дороги.
И тем не менее, штрафные санкции были введены, причем законодатели опирались больше на логику, чем на закон и приняли среднюю арифметическую скорость как базу для штрафа. Рассчитывалась она по показаниям нескольких камер, установленных на участке дороги. Схема была довольно простой: машина проезжает расстояние между двумя камерами. Фиксируется не только скорость, но и точное время движения. Затем в ход идет простая математика — заранее известное расстояние между точками фотовидеофиксации делится на время, которое затратил водитель.
Полученное значение принималось за среднюю скорость. Если на данном участке дороги показатель был выше разрешенной скорости, то система автоматически штрафовала водителя. Разумеется, административное взыскание выписывали с учетом «+20» к нештрафуемому порогу (спидлимиту).
С простой формулой расчета знакомы даже ученики начальных классов. Так почему же штрафные санкции стали обжаловать и отменять, если они вполне логичны? Проблемным стало сразу несколько факторов работы системы такого контроля:
- в ПДД отсутствует понятие «средней скорости», следовательно, законность штрафования стоит под вопросом;
- водитель мог срезать дорогу между пунктами контроля и, возможно, двигался даже медленнее спидлимита;
- водитель мог проехать под одной фотокамерой, остановиться на некоторое время (например, на АЗС, в кафе или в месте отдыха), а затем ехать с большим превышением скорости, и в итоге не быть оштрафованным;
- невозможность точного определения места совершения правонарушения.
Именно этим (и еще некоторыми обоснованиями) объясняются решения Верховного суда по схожим делам.
Актуальны ли сейчас наказания за превышение средней скорости
В 2023 году превышение средней скорости все еще не является правонарушением, однако после 1 марта 2024 года может всё измениться. Власти хотят вновь ввести наказание за превышение средней скорости. Изменения будут носить поэтапный характер.
Прежде всего, в ПДД России появятся все необходимые понятия. Законодатели потрудились объяснить, что это за термин, и законно установить, что конечным значением усредненной скорости будет являться отношение протяженности участка дороги между пунктами автоматической фиксации ко времени, которое затратит транспортное средство на преодоление этого участка.
Министерство транспорта уточняет и описание места совершения правонарушения. Им будет считаться местоположение второго контрольного пункта автоматической фиксации.
После устранения законодательного пробела будет произведена техническая настройка автоматических пунктов фиксации. Систему нужно «обучить» правильно реагировать на подобные нарушения.
Последний этап — изменение КоАП. В Кодекс будут добавлены конкретные пункты с учетом не только технической «обкатки» системы, но и пожеланий, предложений, которые поступят от общественности, от экспертов и ГИБДД.
Планирование законных штрафов за среднюю скорость
Нельзя предсказать заранее, какими будут новые штрафы за нарушение усредненного спидлимита. Будут или не будут взяты действующие сейчас санкции за превышение «на рубеже» пункта автоконтроля, в настоящее время неизвестно.
Пока у экспертов есть вопросы к формулировкам, логике штрафования и к общим принципам работы системы, в КоАП изменения вносить не будут. Например, вызывает вопрос выписывания двух штрафов сразу и за усредненное, и за превышение в моменте. Также непонятно, как будут производиться измерения на участках автодорог с разным скоростным ограничением (40-60-90 км/ч) в пределах одного отрезка.
Пока решение не принято, и наказание могут не вернуть. Поэтому законопослушным водителям волноваться не стоит. Но даже после его возможного принятия для них мало что изменится. Достаточно не нарушать Правила и вести себя на дороге аккуратно.