Правила вменяют водителю выбор безопасной дистанции и бокового интервала. От этих величин зависит безопасность на дороге. Автолюбитель не должен вести сложные расчеты — достаточно иметь представление о тормозном пути и времени, которое требуется для полной остановки транспортного средства на той или иной скорости.
Тормозной путь авто
Под тормозным путем понимается расстояние, которое преодолевает транспортное средство с момента нажатия на педаль тормоза и до полной остановки. Величина не постоянная, поскольку зависит от большого количества переменных. Наиболее значимые из них, это:
- вес машины — учитывается не только масса транспортного средства, но и вес груза, пассажиров и топлива;
- начальная скорость — скорость, с которой двигалось ТС к началу торможения;
- состояние дорожного покрытия — лед, снег, сухой асфальт, дождь, туман, пыль и пр.
Немалое значение оказывают покрышки, электронные ассистенты, наличие АБС и прочие «мелочи», которые могут как сократить тормозной путь, так и увеличить его.
От протяжности тормозного пути зависит безопасная дистанция, которой следует придерживаться при движении по дорогам и проселкам.
Как рассчитывается дистанция между машинами
Несмотря на требования ПДД о выборе дистанции, специфической формулы для расчета не приводится. Тем не менее, она есть: d = v 2 / (2 * μ * g). Хоть это и формула тормозного пути, но она является базовой для точного расчета. Также она не учитывает такой важный параметр, как время реакции водителя. Минимально оно составляет 0,4 с, ну а среднее значение равно примерно 0,8 с. Зависимость здесь не только от остроты реакции и времени принятия решения, но и от текущего состояния автолюбителя (бодр, утомлен, задумчив и пр.).
Поэтому на практике опытные автолюбители пользуются совсем другими способами расчета дистанции. Они не отличаются высокой точностью, зато оказываются эффективными при экстренном торможении.
Текущая скорость автомобиля делится пополам
Эта методика появилась одной из первейших в автомире. Ею пользовались еще полвека назад, когда машины даже в крупных городах встречались нечасто. Но она не потеряла своей актуальности ввиду своей простоты.
Достаточно взять текущую скорость авто, разделить ее на 2, и полученное число будет являться оптимальным метражом до впередиидущего транспортного средства. Например, при движении на трассе со скоростью 90 км/ч безопасным будет расстояние, равное 45 метров. Но данная методика работает только на сухом асфальте.
При движении по влажному асфальтированному покрытию полученное значение придется умножать на 1,5, а если дело происходит зимой, то делить и вовсе ничего не надо. При скорости 90 км/ч расстояние должно быть не меньше 90 метров. Поэтому большинство современных водителей пользуются другой методикой.
Правило двух секунд
Этот метод гораздо проще, чем предыдущий. А самое главное, что он не требует вообще никаких расчетов или тренированного глазомера. Достаточно лишь при езде по дороге за впередиидущим транспортным средством выполнить несколько простых действий:
- выбрать контрольную точку рядом с дорогой — это может быть знак, разметка, выбоина или кочка;
- отметить, когда впередиидущее ТС проедет ее;
- сосчитать до 2-х.
Если 2-х секунд оказалось много, и контрольная точка была преодолена раньше, то расстояние выбрано небезопасное и нужно уменьшить скорость. Если же расстояние не было преодолено за 2 секунды, то можно прибавить скорость. Правило работает на любом покрытии от гололедицы до сухой дороги, и на трассе, и в городе. Исключение составляет лишь ограниченная видимость, темное время суток и сложные покрытия.
Единственный минус — не все считают точно в секундах. Поэтому счет ведется в формате «двести двадцать один, двести двадцать два». Проговаривание «221, 222» как раз занимает нужное время.
Но почему именно это время было выбрано удобным и безопасным? Все просто — около 1 сек. автолюбитель будет реагировать и жать на тормоз. Еще 1 сек. — запас для нерасторопных и усталых, поправка на непредвиденные факторы.
Да, за 1 сек. автомобиль преодолеет большое расстояние. Но не стоит забывать, что и впередиидущее ТС тоже будет двигаться, пусть и с замедлением. Главное, чтобы автомобили замедлялись примерно с одинаковой скоростью.
Время реакции водителя
Автолюбитель должен иметь представление о скорости своей реакции. Это влияет на выбор скорости движения, а также позволит сделать поправку дистанции в той или иной обстановке.
Считается, что самая острая реакция составляет 0,4 сек., а при скорости реакции более 1,5 сек. за руль садиться не стоит. Среднее значение — 0,8 сек., но оно ориентировочное. Один и тот же человек обладает разной скоростью реакции утром и вечером. Когда автолюбитель бодр и энергичен, он реагирует быстрее. А когда он задумчив, расстроен или думает о другом, скорость реакции будет снижаться.
Поэтому на выбор расстояния до впередиидущего автомобиля влияет состояние и даже настроение человека. Но это не значит, что в бодром и энергичном состоянии можно пренебрегать требованиями ПДД.
Боковой интервал
Правила требуют, чтобы между автомобилями было достаточно места не только спереди и сзади, но и по бокам. Безопасное расстояние между бортами во время движения в населенных пунктах составит 1-1,5 метра. При движении по магистрали на высокой скорости — половина ширины машины, но не менее 1,5 метров.
Вообще, чем это расстояние больше, тем безопасней. Оптимально двигаться строго по центру своей полосы и помнить, что может встретиться не только 4-колесное транспортное средство, но даже мотоциклист или велосипедист. Они нередко ездят между рядами, в связи с чем большое межбортное расстояние понизит риск ДТП.
Зачем соблюдать расстояния? Помимо требований ПДД о соблюдении дистанции между бампером и бортом, стоит помнить о банальной безопасности при движении по дорогам.