Невозможно представить себе современный авто без подушек безопасности. Это простое по конструкции устройство спасло немало жизней. Разберемся, где они размещаются в автомобиле, какими бывают, как работают и какие меры предосторожности нужно соблюдать.
Что представляет собой подушка безопасности
Подушка безопасности (от англ. «airbag») является современным важнейшим элементом пассивной безопасности в автомобиле, созданным для защиты водителя и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях. Она серьезно повышает шансы на выживание и минимизирует травмы при аварии.
Конструктивно представляет собой высокотехнологичную эластичную оболочку, напоминающую тканевый мешок. В момент срабатывания система активирует пиропатрон, который быстро наполняет мешок газом, превращая его в надежный защитный демпфер.
В обычном состоянии она скрыта от глаз водителя и пассажиров за специальными фальшпанелями. Скрытая установка не только сохраняет эстетику интерьера, но и обеспечивает мгновенное раскрытие подушки в случае необходимости.
Продуманная конструкция сочетает в себе простоту механизма и высокую эффективность защиты, оставаясь при этом незаметной для глаз до тех пор, пока ее работа не потребуется в экстренной ситуации.
Какие бывают подушки безопасности
Подушки безопасности бывают самых разных видов:
- фронтальные подушки для водителя и переднего пассажира — защищают голову и грудную клетку от удара о руль, предотвращают удар о переднюю панель;
- боковые — защищают грудную клетку и таз;
- шторки — для защиты головы;
- коленные — защищают колени и ноги;
- центральные — исключают удар водителя и пассажира при боковом столкновении;
- задние — для защиты пассажиров сзади;
- для пешеходов — смягчают удар при столкновении с пешеходом.
В зависимости от назначения, они получают соответствующие места расположения в автомобиле.
Где размещают подушки безопасности в машине
Элементы этой системы в автомобиле размещаются в нескольких ключевых местах, обеспечивая комплексную защиту людей, находящихся в салоне. Основным местом размещения является рулевое колесо, где установлена водительская фронтальная подушка. Со стороны пассажира (спереди) аналогичный элемент спрятан во фронтальной панели.
Боковая защита реализована через специальные элементы, которые часто встроены в спинки передних автокресел или в двери автомобиля. Над окнами сбоку под панелью располагаются надувные шторки, которые защищают голову от возможных травм при боковых столкновениях и предотвращают контакт с разбитым стеклом.
Дополнительные элементы системы включают коленные подушки, размещенные под рулевой колонкой или в нижней части передней панели. Они защищают колени водителя и переднего пассажира от травм при столкновении. В некоторых комплектациях автомобилей также устанавливается центральная подушка между передними сиденьями, которая предотвращает столкновение пассажиров при боковых ударах.
В местах, где установлены подушки безопасности, нанесены специальные обозначения «Airbag» или «SRS». В зависимости от комплектации в автомобиле их количество может варьироваться. В бюджетных моделях обычно устанавливаются 2-4 элемента, в средних комплектациях их может быть до 6, а в премиальном авто можно отыскать 8-10 элементов.
Как работают подушки безопасности
Конструкция представляет собой слаженную систему, работающую на основе газогенератора с пиротехническим зарядом. В ее состав входят:
- эластичный мешок из специального материала, который и послужил названию подушки безопасности;
- датчики удара в различных частях автомобиля;
- электронный блок управления (ЭБУ);
- газогенератор с пиротехническим зарядом (пиропатрон).
Принцип срабатывания относительно сложный и быстродействующий. Этот механизм активируется при определенных условиях. Устройство автомобиля предполагает срабатывание, когда скорость превышает 20 км/ч и происходит столкновение, которое фиксируют специальные датчики, расположенные в различных частях транспортного средства.
Процесс начинается с момента фиксации удара. Датчики в автомобиле мгновенно реагируют на столкновение и передают сигнал в ЭБУ. После получения сигнала блок анализирует данные и принимает решение о необходимости активации и инициации пиропатрона, в котором происходит сгорание азида натрия, в результате чего выделяется азот, который заполняет эластичный мешок. Материал, из которого он изготовлен, напоминает парашютную ткань и имеет множество мелких отверстий.
Скорость работы поражает своей быстротой — весь процесс от начала до полного раскрытия занимает всего около 15 мс. После раскрытия происходит постепенное сдувание мешка через специальные отверстия в ткани.
Современные варианты оснащены «умными» генераторами, которые учитывают индивидуальные особенности пассажиров. В них установлены два пиропатрона: первый выпускает 80% газа, а при необходимости происходит дополнительное наполнение для увеличения жесткости.
Меры безопасности
Работа подушек возможна лишь при условии исправности всех элементов. Важно периодически проверять их работоспособность по показаниям бортового компьютера. При их исправной работе на панели приборов должен загореться, а потом потухнуть соответствующий индикатор. Если машина куплена с рук, то нужно удостовериться в том, что и мешки, и пиропатроны установлены в автомобиле. Насторожить должны неподходящие по цвету панели, неровные зазоры, а также информация о том, что машина побывала в ДТП. Стоит понимать, что сработавшая подушка подлежит полной замене.
Правильное расположение каждого элемента в автомобиле имеет критическое значение для эффективности защиты. Водитель должен сидеть на расстоянии не менее 25 сантиметров от руля, а пассажиры не должны сидеть слишком близко к передней панели. Важно помнить, что при установке детских кресел на переднем сиденье в автомобиле необходимо отключать пассажирскую подушку.
Как отключить подушки безопасности
Отключение элемента может потребоваться в определенных ситуациях для защиты пассажиров. Чаще всего это необходимо при установке в автомобиле детского автокресла спиной против движения, перевозке беременных женщин или пожилых людей. В таких случаях отключение помогает минимизировать риск травм при возможном ДТП.
Методы отключения зависят от конкретной модели автомобиля. В большинстве современных машин предусмотрена специальная кнопка управления, которая обычно находится на приборной панели или рядом с салонным зеркалом. На такой кнопке присутствует надпись «Passenger Air Bag» или «Passenger Air Bag Off». При нажатии на нее загорается специальный индикатор, подтверждающий отключение.
В некоторых машинах с бортовым компьютером отключение производится через меню на экране. Включение происходит примерно по тому же принципу.
Также в автомобилях некоторых моделей отключение осуществляется с помощью специального замка или переключателя. Обычно он находится на торце приборной панели справа или в бардачке. Для отключения достаточно повернуть ключ из положения ON в OFF.