Любой механизм нуждается в регулярном обслуживании, и автомобиль, будучи технически сложным изделием, нуждается в нем особенно. От того, насколько качественно и регулярно проводится его техническое обслуживание (ТО), зависит отказоустойчивость, надежность и долговечность. Поэтому каждый автовладелец должен иметь представление о ТО, минимальном составе работ, периодичности проведения и возможных проблемах.
Что такое техническое обслуживание автомобиля и какие работы оно включает
Техобслуживание — комплекс работ, направленный на проверку автомобиля, замену расходных элементов, изношенных деталей. ТО включает в себя регулировку узлов и механизмов, благодаря чему поддерживается безопасная работоспособность машины и ее отдельных частей.
Вот основной перечень работ:
- контрольно-диагностические — проверяются параметры работы узлов и механизмов автомобиля с целью выявления поломки;
- смазочные — наносится и (или) меняется смазка;
- заправочные — восстанавливается рабочий уровень жидкости (в том числе с учетом полной замены);
- электротехнические — устраняются нарушения в работе электрики и электронных компонентов, электрических приборов и устройств;
- регулировочные — настраивается или корректируется работа узлов и агрегатов;
- крепежные — проверяется затяжка соединения деталей.
Конкретный перечень необходимых манипуляций зависит от текущего технического состояния авто, пробега, соблюдения межсервисного интервала, условий эксплуатации и некоторых других факторов. Например, в случае поломки какого-либо узла имеет смысл не только заменить запчасть, но и обслужить весь узел или механизм.
Периодичность проведения ТО
Межсервисный интервал — время между ТО. Определяется по двум параметрам: фактическому пробегу (для некоторой техники измеряется не в километраже, а в моточасах) или временному промежутку. Как правило, техобслуживание проводится ежегодно или каждые 7,5-15 тыс. км. пробега, в зависимости от марки и модели машины.
Межсервисный интервал сокращается, если:
- автомобиль эксплуатируется в сложных условиях (Крайний Север, бездорожье и т. д.);
- машина используется в качестве такси;
- транспортное средстве применяется для коммерческих или частных грузоперевозок.
Конкретный межсервисный интервал в таких случаях устанавливается законодательно, либо по рекомендации автомеханика (например, для машин в условиях бездорожья).
Проведение ТО может быть как плановым, так и внеплановым. Выполнение внепланового ТО не влияет на выполнение периодического ТО и не сказывается на межсервисном интервале и виде ТО.
Виды обслуживания
Есть несколько видов ТО. Принято различать ТО-1 — первое техобслуживание. Проводят для новых машин после обкатки. Интервал — месяц после покупки или после первых 1-5 тыс. км. в зависимости от марки и модели транспортного средства. Обычно меняется масло, фильтр, регулируются зазоры.
Сезонное ТО — подготовка автомобиля к теплому или холодному сезону. Включает в себя замену масла, фильтров, резины, щеток. Проверяются основные узлы и агрегаты для исключения возможных проблем и перебоев в их работе. Например, перед зимним сезоном проверяется работоспособность салонного отопителя.
Ежегодное ТО — так называют плановое сервисное техобслуживание. Проводится каждый год или по пробегу. Перечень проводимых мероприятий указан в сервисной книжке к автомобилю. Если таковой нет, то с перечнем можно ознакомиться в авторизованном сервисном центре автобренда.
Что будет, если не обслуживать автомобиль
Отказ от ТО — наиболее частая причины внезапных поломок транспортного средства, а иногда еще и причина ДТП. Например, если не поменять масло, то двигатель будет быстрее изнашиваться. Если не обслужить вовремя аккумулятор, то в холода машина перестанет заводиться. Если не контролировать уровень тормозной жидкости и не менять ее, то из-за отказа тормозов автомобиль попадет в ДТП с вероятностью 100%.
Поэтому с техобслуживанием лучше не шутить и выполнять его в соответствии с регламентом автопроизводителя, учетом сезонности и техсостояния транспортного средства. Если нет возможности доставить машину в сервисный центр, то часть работ можно выполнить своими силами.
Можно ли обслуживать автомобиль в гараже самостоятельно
Любой автолюбитель может выполнить сезонное ТО своими силами — для этого обычно не нужен специальный инструмент и оборудование. Что касается планового ежегодного техобслуживания, то его лучше проходить в сервисном центре. Современная машина имеет множество сложноустроенных механизмов и электроники, диагностировать и обслуживать которые без знаний, расходников и инструмента своими силами невозможно.