Пока водители обсуждают возможную отмену мигающего зеленого сигнала светофора, автомобилисты в Зеленограде уже ощутили на себе новшество. Осталось понять, есть ли будущее у эксперимента и какими окажутся последствия внедрения.
Эксперимент со светофорами
В целях повышения безопасности на дорогах ЦОДД решили изменить схему работы светофоров. Новшество экспериментально ввели в октябре 2023 года в Подмосковном Зеленограде, и его суть заключается в следующем: если в обычном режиме смена цвета происходит через мигание зеленого, то теперь сразу включается жёлтый, что вынуждает водителей резко тормозить «в пол». Продолжительность работы разрешающего сигнала не изменилась, просто ввели дополнительный красный сигнал «покоя», запрещающий движение всем.
С учетом выработанной за годы стажа привычки тормозить только в случае мигания, зеленоградские водители теперь прибегают к экстренному торможению, что оказывает влияние на количество столкновений. Казалось бы, эксперимент за период действия провалился. Вот только в Центре организации дорожного движения придерживаются иного мнения.
Комментарии ЦОДД
Представители организации обосновали нововведение повышением безопасности для пешеходов, ведь наезд на взрослого человека автомобиля на скорость 80 км/ч увеличивает шансы летального исхода на 60%. У детей шансов выжить в таком столкновении и вовсе не остается. По заверениям ЦОДД, отсутствие мигания разрешающего сигнала не нарушает требования законодательства (ГОСТ Р 52289-2019).
Дополнительным подтверждением своей позиции в ЦОДД приводят данные стран с низкой смертностью на дорогах, где не используется мигающий сигнал. Это Испания, Франция, США, Бельгия и некоторые другие.
К декабрю 2023 года в Центре подвели первые итоги и остались ими довольны: число желающих проскочить через желтый сократилось в 6,5 раз. Соответственно, эксперты организации пришли к выводу, что эксперимент удался и, возможно, будет введен сначала в Москве и Московской области, а в дальнейшем и по всей России.
Перспектива отмены мигающего зеленого
Однако с выводами ЦОДД не согласились, в первую очередь, зеленоградские водители. По их словам, из-за постоянного ожидания переключения светофора на красный, они испытывают дополнительный стресс, что никак не повышает безопасность на дороге.
Неожиданную поддержку автолюбители получили и со стороны ГИБДД. Согласно статистике ведомства, всего за месяц отсутствия мигающего сигнала выросло число ДТП на 29,1% в сравнении с показателями октября 2022 года. Число столкновений увеличилось на 41,7%, причем 62,2% произошло непосредственно на регулируемых перекрестках.
Каковы шансы убедить федеральные власти на изменение схемы работы светофора в каждом населенном пункте РФ — большой вопрос. Ведь в этом случае придется:
- приучить водителей к отсутствию мигающего зеленого сигнала;
- отказаться от практики штрафов за проезд на желтый сигнал.
Еще один минус эксперимента, который придется объяснить федеральным властям — отсутствие поправки на резкое изменение условий движения и дорожной обстановки. Водителям теперь придется каким-то образом догадываться, когда произойдет смена сигнала с зеленого на желтый. А с учетом планируемого отказа от таймеров обратного отсчета, догадаться о предстоящей смене сигнала будет довольно сложно.
Сейчас водителям приходится придерживаться совета Центра — при подъезде к перекрёстку с включенным разрешающим сигналом все равно замедляться и не пытаться его проскочить. Но это ведет к закономерному замедлению потока, что неблагоприятно сказывается на пропускной способности и без того перегруженных дорог в мегаполисах.
Федеральные власти пока не получали предложений о светофорной реорганизации. Вполне возможно, что дело закончится отменой изменений и возвратом к привычным режимам работы. Водители из Краснодара могут не опасаться серьезных изменений. А если они произойдут, то будут учтены в программе обучения автошколы «Вектор».