Рано или поздно каждого водителя ждет общение с инспектором ДПС. И в этой ситуации законопослушному и соблюдающему ПДД автолюбителю стоит быть вежливым и правильно вести себя, знать тонкости общения с представителем власти.
Права и обязанности водителя
Всем участникам дорожного движения гарантированы законные права, а также обязанности. Они касаются и пешеходов, и водителей. Однако многие автолюбители точно не знают, какие права у них есть и что делать, если машину остановил инспектор ДПС (ИДПС).
Закон разрешает автолюбителю:
- разговаривать с инспектором ДПС, не покидая автомобиля, — представитель власти может попросить выйти из авто только при наличии объективных причин (например, освидетельствование на опьянение);
- ознакомиться с удостоверением сотрудника — инспектор ДПС обязан подтвердить свои полномочия;
- узнать причину остановки — у представителя власти должны быть веские основания (например, зафиксированное нарушение ПДД или рейдовые мероприятия);
- осуществлять фото-, аудио- и видеосъемку — эти действия разрешены законом;
- не подписывать протоколы и не давать объяснений — никто не может свидетельствовать против себя;
- получить на руки копии протокола, акта, постановления — эти документы составляются по определенным формам, в них не должно быть ошибок и неточностей;
- требовать понятых или видеозапись при досмотре автотранспорта — без понятых и видеозаписи результаты досмотра будут признаны недействительными;
- обжаловать незаконные действия инспектора — документ подается в уставленной форме руководству подразделения;
- не отдавать водительское удостоверение — оно передается в органы только по решению суда.
В то же время автолюбитель (как и любой другой участник дорожного движения) обязан подчиниться законному требованию сотрудника МВД. Он должен передать документы на машину и водительское удостоверение для проверки. При подозрении на опьянение он должен пройти медицинское освидетельствование, предоставить машину и вещи для осмотра и досмотра при наличии у представителя власти серьезных оснований.
Ни в коем случае нельзя сбегать, проигнорировав законное требование к остановке транспортного средства. В погоню экипаж не пустится (если нет ориентировки на похожий автомобиль), но вот данные о неподчинении передадут на следующий пост, где машину вновь попытаются остановить. Если и на втором посту не подчиниться, будет организована погоня, а автолюбителя, помимо прочего, привлекут к ответственности по ст. 12.25 КоАП РФ.
Если вас остановили сотрудники ГИБДД, то стоит быть внимательным — существующий Регламент накладывает на представителей власти определенные ограничения и предписывает им правила поведения.
Действия инспектора при остановке транспортного средства
Требование об остановке должно быть понятным. Недостаточно просто махать руками и показывать на обочину. Сотрудник ДПС обязан четко обозначить транспортное средство, которого касается требование. Для этого используется жезл, громкоговоритель.
Останавливать автотранспорт могут только лица, уполномоченные законом. Поэтому первое, что должен сделать ИДПС после остановки автотранспорта — представиться по полной форме. Он должен назвать свою фамилию, звание и должность, а также обозначить цель остановки. Сотрудник ДПС должен говорить отчетливо, громко и внятно.
Хамить работники ГИБДД не могут — регламент запрещает им это делать. Также они не могут говорить нравоучительным тоном, использовать ненормативную лексику и оскорбления. Общаться с остановленным автолюбителем представитель власти должен на «Вы», быть объективным и тактичным во время беседы. Все требования должны излагаться со ссылкой на действующие Правила.
Даже выйти из машины нетрезвого автолюбителя должны просить в вежливой форме, начав фразу со слова «Прошу». И лишь в случае неподчинения шофера законному требованию ДПС вправе применить иные способы вплоть до силового.
ИДПС должен обосновать все свои действия, поскольку их легко обжаловать. Тем не менее, если перед представителями власти демонстрировать пренебрежение законом, полицией и всячески хамить, то в ответ можно получить немало проблем. И наоборот, если законопослушный водитель ничего не нарушал, вежлив и приветлив во время общения с ИДПС, то после короткой проверки документов его отпустят.
Как общаться с гаишником
Первое, что должен запомнить автолюбитель — обращаться к ИДПС нужно на «Вы». Это банальная вежливость, которая соблюдается в обществе. Если же начать ему «тыкать», то это вызовет закономерный негатив и будет являться поводом к более пристальной проверке и документов, и автолюбителя, и остановленного транспортного средства.
Шутить в общении допускается, не выходя за разумные рамки. И стоит понимать, что ИДПС обязан проверить всю информацию, которой он располагает. И шутливый утвердительный ответ на вопрос о перевозке запрещенных грузов (например, оружие и боеприпасы) может стать поводом для досмотра транспортного средства.
Еще один важный момент — видеосъемка. Да, ее можно осуществлять — закон позволяет. В то же время, нельзя забывать, что для полицейских объектив камеры является лишним фактором соблюдения регламента. И вместо того, чтобы просто отпустить, они будут проводить проверку с точным следованием букве закона и регламента. Это лишь затянет остановку.
Стоит понимать, что на дороге ИДПС является блюстителем закона, поэтому не стоит пытаться ему угрожать каким-либо способом. Даже заветная фраза про «звонок другу», которую часто используют совершившие нарушение автолюбители, будет лишь дополнительным фактором провокации конфликта и, скорее всего, не поможет избежать наказания. Более того, в ряде случаев она сработает против автолюбителя, примеров чему в сети есть множество.
В конфликтной ситуации стоит сохранять хладнокровие. Во-первых, на дороге действует Регламент общения и о необходимости его соблюдения можно напомнить, если ИДПС злостно его нарушает. При отсутствии положительной реакции можно (и нужно) начать видеосъёмку, запись которой потом необходимо отправить руководству подразделения ГИБДД. Также можно позвонить в дежурную часть и сообщить о неподобающих действиях ИДПС.
Если машину остановили за нарушение ПДД, то всегда можно объяснить проступок. Например, если действие совершено с целью избежать ДТП, то получится отделаться «легким испугом», а не штрафом или лишением прав. Если же водитель уверен, что ничего не нарушал, то можно вынести возражения. Их можно озвучить, а если составлен протокол (акт, постановление), то в графе объяснений стоит изложить свою версию произошедшего.
Наконец, главное — автолюбитель не обязан знать КоАП, поэтому всегда можно взять паузу в беседе и спокойно изучить вменяемую статью и ее часть. А вот ИДПС обязан знать и ПДД, и другие законы, и приводить их также в обоснование своих действий.
Научиться ориентироваться в ПДД, соблюдать их и тем самым сократить количество поводов для остановки можно, если пройти обучение в автошколе «Вектор». Опытные преподаватели теории научат всему необходимому, а инструкторы дадут ценные советы по общению с представителями власти. Запишитесь в группу онлайн или по телефону.