Правила общения с сотрудником ДПС

Рано или поздно каждого водителя ждет общение с инспектором ДПС. И в этой ситуации законопослушному и соблюдающему ПДД автолюбителю стоит быть вежливым и правильно вести себя, знать тонкости общения с представителем власти.

Права и обязанности водителя

Всем участникам дорожного движения гарантированы законные права, а также обязанности. Они касаются и пешеходов, и водителей. Однако многие автолюбители точно не знают, какие права у них есть и что делать, если машину остановил инспектор ДПС (ИДПС).

Закон разрешает автолюбителю:

В то же время автолюбитель (как и любой другой участник дорожного движения) обязан подчиниться законному требованию сотрудника МВД. Он должен передать документы на машину и водительское удостоверение для проверки. При подозрении на опьянение он должен пройти медицинское освидетельствование, предоставить машину и вещи для осмотра и досмотра при наличии у представителя власти серьезных оснований.

Ни в коем случае нельзя сбегать, проигнорировав законное требование к остановке транспортного средства. В погоню экипаж не пустится (если нет ориентировки на похожий автомобиль), но вот данные о неподчинении передадут на следующий пост, где машину вновь попытаются остановить. Если и на втором посту не подчиниться, будет организована погоня, а автолюбителя, помимо прочего, привлекут к ответственности по ст. 12.25 КоАП РФ.

Если вас остановили сотрудники ГИБДД, то стоит быть внимательным — существующий Регламент накладывает на представителей власти определенные ограничения и предписывает им правила поведения.

Действия инспектора при остановке транспортного средства

Требование об остановке должно быть понятным. Недостаточно просто махать руками и показывать на обочину. Сотрудник ДПС обязан четко обозначить транспортное средство, которого касается требование. Для этого используется жезл, громкоговоритель.

Останавливать автотранспорт могут только лица, уполномоченные законом. Поэтому первое, что должен сделать ИДПС после остановки автотранспорта — представиться по полной форме. Он должен назвать свою фамилию, звание и должность, а также обозначить цель остановки. Сотрудник ДПС должен говорить отчетливо, громко и внятно.

Хамить работники ГИБДД не могут — регламент запрещает им это делать. Также они не могут говорить нравоучительным тоном, использовать ненормативную лексику и оскорбления. Общаться с остановленным автолюбителем представитель власти должен на «Вы», быть объективным и тактичным во время беседы. Все требования должны излагаться со ссылкой на действующие Правила.

Даже выйти из машины нетрезвого автолюбителя должны просить в вежливой форме, начав фразу со слова «Прошу». И лишь в случае неподчинения шофера законному требованию ДПС вправе применить иные способы вплоть до силового.

ИДПС должен обосновать все свои действия, поскольку их легко обжаловать. Тем не менее, если перед представителями власти демонстрировать пренебрежение законом, полицией и всячески хамить, то в ответ можно получить немало проблем. И наоборот, если законопослушный водитель ничего не нарушал, вежлив и приветлив во время общения с ИДПС, то после короткой проверки документов его отпустят.

Как общаться с гаишником

Первое, что должен запомнить автолюбитель — обращаться к ИДПС нужно на «Вы». Это банальная вежливость, которая соблюдается в обществе. Если же начать ему «тыкать», то это вызовет закономерный негатив и будет являться поводом к более пристальной проверке и документов, и автолюбителя, и остановленного транспортного средства.

Шутить в общении допускается, не выходя за разумные рамки. И стоит понимать, что ИДПС обязан проверить всю информацию, которой он располагает. И шутливый утвердительный ответ на вопрос о перевозке запрещенных грузов (например, оружие и боеприпасы) может стать поводом для досмотра транспортного средства.

Еще один важный момент — видеосъемка. Да, ее можно осуществлять — закон позволяет. В то же время, нельзя забывать, что для полицейских объектив камеры является лишним фактором соблюдения регламента. И вместо того, чтобы просто отпустить, они будут проводить проверку с точным следованием букве закона и регламента. Это лишь затянет остановку.

Стоит понимать, что на дороге ИДПС является блюстителем закона, поэтому не стоит пытаться ему угрожать каким-либо способом. Даже заветная фраза про «звонок другу», которую часто используют совершившие нарушение автолюбители, будет лишь дополнительным фактором провокации конфликта и, скорее всего, не поможет избежать наказания. Более того, в ряде случаев она сработает против автолюбителя, примеров чему в сети есть множество.

В конфликтной ситуации стоит сохранять хладнокровие. Во-первых, на дороге действует Регламент общения и о необходимости его соблюдения можно напомнить, если ИДПС злостно его нарушает. При отсутствии положительной реакции можно (и нужно) начать видеосъёмку, запись которой потом необходимо отправить руководству подразделения ГИБДД. Также можно позвонить в дежурную часть и сообщить о неподобающих действиях ИДПС.

Если машину остановили за нарушение ПДД, то всегда можно объяснить проступок. Например, если действие совершено с целью избежать ДТП, то получится отделаться «легким испугом», а не штрафом или лишением прав. Если же водитель уверен, что ничего не нарушал, то можно вынести возражения. Их можно озвучить, а если составлен протокол (акт, постановление), то в графе объяснений стоит изложить свою версию произошедшего.

Наконец, главное — автолюбитель не обязан знать КоАП, поэтому всегда можно взять паузу в беседе и спокойно изучить вменяемую статью и ее часть. А вот ИДПС обязан знать и ПДД, и другие законы, и приводить их также в обоснование своих действий.

Научиться ориентироваться в ПДД, соблюдать их и тем самым сократить количество поводов для остановки можно, если пройти обучение в автошколе «Вектор». Опытные преподаватели теории научат всему необходимому, а инструкторы дадут ценные советы по общению с представителями власти. Запишитесь в группу онлайн или по телефону.

Возможно вам будет интересно:
  • Разметка исчезла под снегом

    Обильные осадки и плохая уборка автодорог зимой приводит к тому, что разметки становится не видно — ее укрывает снежная «каша» или ледяная корка. Оказавшись на дороге в подобных условиях, водитель может непреднамеренно совершить пересечение линии разметки. Что делать автолюбителю в такой ситуации? Стоит разобраться.

  • Круиз-контроль, и как правильно его использовать

    В качестве одной из опций машины автобренды предлагают круиз-контроль. С помощью этого полезного ассистента можно легко преодолевать большие расстояния, подолгу двигаться в пробках и практически не уставать. Но не все автолюбители знают, что это за опция и как правильно ею пользоваться.

  • Отмена мигающего зеленого светофора

    Пока водители обсуждают возможную отмену мигающего зеленого сигнала светофора, автомобилисты в Зеленограде уже ощутили на себе новшество. Осталось понять, есть ли будущее у эксперимента и какими окажутся последствия внедрения.

  • Советы перед дальней поездкой

    Каждый автомобилист знает, что авто нужно готовить к дальней поездке — всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Единой методики подготовки не существует, поскольку дорожные и климатические условия всегда разные. В то же время опытные автолюбители готовы поделиться советами о том, как безопасно, комфортно и интересно можно путешествовать на машине.

Услуги автошколы «Вектор»
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(АКПП)
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(МКПП)
Дистанционное обучение в автошколе
Дистанционное обучение в автошколе
Восстановление навыков вождения
Восстановление навыков вождения
Корпоративное обучение
Корпоративное обучение
Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.