Если открыть сервисную книжку любого авто, то в перечне регламентных работ можно увидеть опцию «замена салонного фильтра». Но так ли он нужен? Можно ли его поменять самостоятельно и как часто это требуется? В этом вопросе лучше разобраться сразу, чтобы впоследствии не пришлось переживать.
Зачем нужен салонный фильтр
Кажется, что фильтровать воздух, попадающий внутрь салона авто, нет никакой необходимости, особенно если на машине не ездит аллергик. На самом деле этот элемент вентиляции нельзя рассматривать лишь как опцию комфорта, поскольку он выполняет сразу несколько важных функций:
- предотвращает запыление салона;
- снижает объем неприятных запахов, поступающих в авто извне;
- повышает эффективность кондиционирования или отопления в машине;
- снижает нагрузку на органы дыхания, поскольку улавливает тяжелые металлы и другие вредные частицы, содержащиеся в воздухе, особенно на дорогах.
Да, именно фильтр салона спасает водителя и пассажиров в пробке, особенно если приходится долгое время ехать за стареньким грузовиком. И именно его заслугой является снижение количества заболеваний органов дыхания среди профессиональных водителей, а также тех, кто часто ездит на авто — служебном или собственном.
Менять фильтр следует обязательно. Как и любой другой фильтрующий элемент, он постепенно забивается грязью и пылью, а в определенных условиях становится накопителем патогенной микрофлоры, которая будут попадать в систему вентиляции автомобиля. Это источник не только аллергенов, но и многих опасных болезней, особенно в климате с повышенной влажностью.
Где установлен фильтр салона
Где именно в автомобиле расположен фильтр, поможет узнать руководство по эксплуатации. Если его нет (например, авто куплено с рук), то стоит поискать информацию в интернете, или же обратиться к наиболее «стандартным» местам расположения:
- за бардачком (перчаточным ящиком) автомобиля — наиболее удобный вариант расположения, поскольку отсек для доступа к элементу скрыт всего лишь за крышкой бардачка;
- за приборной панелью — самое неудобное местоположение, поскольку для доступа придется скидывать фальшпанели торпедо;
- под капотом у лобового стекла — относительно удобное место, но для доступа к элементу придется снимать «бороду» — проставку между стеклом и капотом.
Все чаще автопроизводители «прячут» элемент так, чтобы для его замены пришлось обращаться в сервис. Однако как часто нужно менять фильтр?
Когда нужно менять фильтр
По техническому регламенту многих автопроизводителей, салонный фильтр подлежит замене каждые 30 тыс. км. пробега, но не реже 1 раза в год. Но в ряде случаев придется поменять его на новый вне указанного интервала.
В основном это связано с условиями эксплуатации. В частности, если на авто долгое время ездят по запыленным дорогам (стоит также сменить и воздушный фильтр), или же возникли неполадки в системе вентиляции, отопления и кондиционирования.
Учащенный интервал также требуется аллергикам и астматикам. Обычно в машине такие водители производят внеплановые смены 2-4 раза в год, особенно перед и после периодов максимальной концентрации аллергенов в воздухе.
Прочим водителям следует насторожиться, если вдруг стали сильно запотевать стекла, появился неприятный запах, система вентиляции шумит, а салонный интерьер начал покрываться слоем пыли. Примечательно, что в большинстве случаев поменять элемент можно без чьей-либо помощи.
Как менять фильтр салона
Чтобы поменять фильтрующий элемент, нужно купить точно такой же, затем идентифицировать место установки и выполнить замену. Следует быть особенно осторожным, если приходится снимать пластиковые детали интерьера — клипсы имеют свойство разваливаться.
Если нет уверенности (или инструмента), то лучше обратиться в салон дилера. Мастера на СТО поменяют фильтрующий элемент быстро и недорого. Как вариант, можно обратиться в любую проверенную автомастерскую. Однако придется самостоятельно покупать элемент, который нужно установить.