В качестве одной из опций машины автобренды предлагают круиз-контроль. С помощью этого полезного ассистента можно легко преодолевать большие расстояния, подолгу двигаться в пробках и практически не уставать. Но не все автолюбители знают, что это за опция и как правильно ею пользоваться.
Что такое круиз-контроль
Система автоматического контроля скорости получила название круиз-контроль. Этот ассистент водителя автономно регулирует работу акселератора и поддерживает указанную скорость. Это избавляет от необходимости нажимать на газ во время движения и тем самым снижает общую усталость автолюбителя во время поездки.
Существует более «продвинутая» версия, которая помимо контроля скорости контролирует еще и дистанцию до впередиидущего автотранспорта. Она сама притормаживает автомобиль, а также разгоняет его до заданной скорости.
Примечательно, что автоматическое управление газом — отнюдь не новинка. Впервые массовое применение система нашла в модели Крайслер Империал 1958 модельного года. И уже в ранние 60-е годы прошлого века ее ставили на автомобили почти всех автобрендов. Она предлагалась в качестве опции, а в премиальных моделях и вовсе была штатным оборудованием.
Распространённость связана с относительно простой конструкцией ассистента, поскольку принцип его работы чрезвычайно прост.
Как работает круиз-контроль
В любой версии системы — от образцов прошлого до современных авто — она работает по одному и тому же сценарию: при активации блок управления «запоминает» местоположение привода акселератора и выбранную скорость. А дальше работает принцип обратной связи: «меньше скорость — больше газа, выше скорость — меньше газа».
В старых версиях «круиз» был реализован за счет сервоприводов, которые управляли дроссельной заслонкой. Они получали данные сразу и от скорости вращения карданного вала, и от натяжения тросика спидометра. Сейчас данные ассистента обрабатывает ЭБУ двигателя, соответственно, регулировку подачи осуществляет вакуумное устройство.
Благодаря более плавной и адаптивной работе с акселератором автомобиль начинает потреблять меньше топлива — буквально на 4-7%, но для автопутешествия длиной 100 км и более экономия выходит значительная. К тому же машина едет ровнее и плавнее, без ускорений и провалов.
При этом система нетребовательна к типу трансмиссии — она работает как с механической, так и с роботизированной коробкой передач. В последнем случае автопроизводители реализуют адаптивную версию системы, которая может переключать передачи, что удобно во время движения в плотном потоке. Главное — научиться вовремя активировать и выключать систему.
Как пользоваться круиз-контролем
Использовать помощника в повседневной жизни довольно просто. Для этого нужно:
- включить ассистента — в автомобилях разных производителей клавиша включения располагается в самых разных местах, от кнопки на руле до отдельного блока на торпедо;
- разогнаться до нужной скорости — в большинстве случаев даже адаптивный тип системы не включается на скорости ниже 40 км/ч;
- нажать кнопку «SET» — нажимать ее нужно при достижении оптимальной скорости движения;
- отпустить педаль газа — система примет управление акселератором на себя.
Крайне желательно изучить возможности ассистента перед его использованием. Они подробно описаны в инструкции автопроизводителя. Например, некоторые версии позволяют увеличивать или уменьшать скорость кнопками на руле.
Выключить его просто — достаточно нажать на тормоз или сцепление, воспользоваться клавишей «Пауза», перевести селектор КПП в нейтраль. Также стоит учесть, что ассистент отключится при срабатывании ESP и ASR независимо от конкретной разновидности.
Виды круиз-контроля
Системы автоматического контроля скорости движения разделяют на 2 большие группы:
- адаптивный круиз-контроль — контролирует скорость и оптимальную дистанцию до впередиидущего попутного автотранспорта. Электроника работает не только с акселератором и КПП, но даже с тормозной системой. Самые технологичные версии системы подстраиваются даже под разметку;
- пассивный — контролирует исключительно скорость, не вмешивается в работу трансмиссии и тормозной системы, не отслеживает разметку.
Активная система повышает безопасность поездки с использованием ассистента, но все же это не автопилот. Поэтому бдительность водителю терять не стоит, а перед использованием системы и вовсе нужно убедиться в ее исправности.
Как проверить круиз-контроль
Для контроля исправности работы ассистента не придется пытаться им воспользоваться. При любой неисправности ЭБУ выведет уведомление на панель приборов. Если загорится соответствующий значок — нужно не включая ассистента посетить авторизованную СТО, где механики найдут и устранят поломку.
Когда запрещено пользоваться круиз-контролем
Помимо неисправностей системы, запрещено включать круиз-контроль во время движения в чрезмерно плотном автопотоке, на аварийных участках автодорог, на любых дорогах с нетвердым покрытием, в условиях недостаточной видимости, на извилистых дорогах и в местах интенсивного движения пешеходов.
Купить автомобиль с любым ассистентом сегодня не проблема, однако для управления им нужны права. Получить их просто, если пройти курс обучения в автошколе «Вектор». Запишитесь в группу онлайн или по телефону.