Для смазки двигателя используется моторное масло, причем не первое попавшееся, а строго определенное. Автопроизводители рекомендуют определённые смазки, но у водителей время от времени возникает вопрос — можно ли смешивать моторную смазку? Ведь иногда нужно долить совсем чуть-чуть. Стоит разобраться, смешиваются ли масла и каковы будут последствия ошибки.
Какие масла допустимо смешивать
Стоит сразу отметить, что для ДВС лучше любая подходящая смазка, чем ее отсутствие или нехватка. Поэтому в критической ситуации можно залить любую — лишь бы добраться до станции техобслуживания или просто безопасного места. Но если никакой спешки нет, то нужно лишь:
- соблюдать вид и тип масла — в синтетику заливать синтетику, а в минеральное лить минеральное;
- соблюдать вязкость смазки — доливать 10W40 в 10W40;
- не мешать синтетические составы с минеральными в любых пропорциях.
При соблюдении этих требований ничего страшного не произойдет, особенно если объем доливки не превышает 10% номинального объема смазки мотора. Но если хочется залить больше, придётся разбираться в совместимости ГСМ более детально.
Как узнать совместимость масел
Автоэксперты советуют, оказавшись в безвыходной ситуации, смешивать смазку одного производителя и одной линейки. В 90% случаев проблем с совместимостью не возникнет. Но как поступить, если потребовалось смешивание масел разных брендов? Все довольно просто: нужно внимательно изучить технические характеристики смазки и обратить внимание на показатели типа и вязкости.
Именно соблюдение SAE станет гарантией того, что моторное масло не выпадет осадком и будет работать как единое тело внутри силового агрегата. Но помимо SAE следует обратить внимание на назначение смазки по API. Например, SM не совместим с SL. Если же этой информации нет, то по умолчанию смазка считается как SC, т.е. предназначенная для бензиновых и дизельных двигателей.
Что будет, если смешать несовместимое моторное масло
Вполне вероятна ситуация, что ГСМ окажутся несовместимыми. И в этом случае силовой агрегат автомобиля ждут самые разные негативные последствия:
- зашлаковка и закоксовка двигателя — вследствие химических реакций несовместимые присадки выпадают осадком и забивают масляные каналы;
- моторное масло теряет смазывающие свойства, что приводит к увеличению трения и повышенному износу деталей силового агрегата;
- из-за повышенного трения двигатель начинает перегреваться, и система охлаждения автомобиля перестает справляться с отводом тепла, что провоцирует еще больший износ и еще большую потерю смазывающих свойств.
Конечным итогом поездки на автомобиле, ДВС которого заправлен несовместимыми маслами, будет необходимость проведения как минимум глубокой очистки, а как максимум — капитального ремонта. А это долго и дорого.
Сегодня нет проблем с покупкой масла — ГСМ продается даже на автозаправочных станциях. Но опытные автолюбители уверены: литровая «банка» смазки мотора должна быть всегда в багажнике. Ведь неизвестно, при каких обстоятельствах придется доливать ГСМ в двигатель. Такая баночка не займет много места, в заводской упаковке она не растечется по багажнику или салону, но в то же время придаст уверенности и убережет от лотереи со смешиванием смазки.