АКПП и ее правильная эксплуатация

На российском авторынке доля машин, оборудованных АКПП, растет год от года. Сказывается удешевление производства, более удобное управление автомобилем и увеличение поставок машин из КНР. Начинающие и даже опытные автолюбители зачастую плохо себе представляют, как ездить на машине с «автоматом». Поэтому краткий ликбез поможет решить вопросы как выбора машины, оборудованной автоматической трансмиссией, так и ее эксплуатации в повседневной жизни.

Что такое АКПП и какой она бывает

В аббревиатуре «АКПП» зашифрован лишь тип трансмиссии — автоматическая коробка переключения передач. Это значит, что передачи вверх и вниз переключает сама трансмиссия на основе данных датчиков. Отличается она от механической (МКПП) отсутствием педали сцепления как таковой, хотя многие «автоматы» позволяют вручную выбирать передачу.

А вот типов коробок-автоматов существует довольно много. Условно их можно разделить на 3 большие группы.

  1. Классическая АКПП гидротрансформаторного типа. Считаются наиболее дешевыми и потому устанавливаются на самые разные машины, особенно в эконом-сегменте. Не рекомендуется тем, кто только пересел с «механики», но для людей без опыта вождения подойдут.
  2. Роботизированная трансмиссия. Современные виды с 1 или 2 сцеплениями (без педали) и электрическим управлением. Они позволяют выбирать передачи и обладают несколькими режимами работы. Пересесть на «робота» с МКПП сможет любой водитель, независимо от стажа.
  3. Трансмиссия типа вариатор (бесступенчатая). У этой разновидности АКПП нет передач как таковых, поэтому работает она «бесшовно». Люди иногда пересаживаются с МКПП на эту разновидность, но им не всегда комфортно из-за непривычного гула мотора и подвисания стрелки тахометра на высоких оборотах. Вариаторы не столь распространены в массовом сегменте, как классические или роботизированные версии.

Есть еще несколько разновидностей — от роботизированных DSG до многовальных трансмиссий прямого включения. DSG устанавливается на ограниченное число автобрендов (в основном VAG), а многовальные — на спорткары.

«Автомат» в любом «гражданском» исполнении почти всегда уступает МКПП по динамике, расходу топлива и некоторым другим параметрам. Поэтому автопроизводители наделяют автоматические трансмиссии специальными режимами работы, чтобы приблизить комфорт их использования к привычному комфорту езды на «механике».

Режимы АКПП

Любая коробка-автомат имеет базовый набор режимов: N (нейтраль), P (паркинг), R (задний ход) и D (драйв — режим движения). Но этот набор устарел еще в начале 90-х, поэтому любая современная машина с АКПП имеет множество дополнительных. В основном это:

Некоторые коробки-автоматы оборудуются режимом «Кикдаун» (KickDown), который включается автоматически при резком нажатии на педаль газа. Коробка «скидывает» передачи на более низкие для увеличения тяги. Используется для быстрого разгона, например, во время обгона.

Особенности автомобилей с АКПП

Многие водители не спешат расставаться с МКПП из-за особенностей, которые отличают любой автомобиль с коробкой-автоматом. И дело даже не в повышенном расходе топлива, а в «капризности» трансмиссии. Например, машину сложно буксировать, нельзя перегружать и довольно дорого обслуживать и ремонтировать.

«Автомат» делает проблематичным преодоление заснеженных участков и может спасовать на скользком покрытии даже на шипах и с включенным режимом «W». Например, он не сможет тронуться в гору по льду даже с помощью ESP и других ассистентов. Для МКПП это не проблема, потому что трогаться можно даже с III передачи.

Автоматическую трансмиссию не получится использовать в предельных режимах работы двигателя — она будет услужливо переключать передачи, из-за чего водители некоторых машин не смогут «снять» максимальную мощность двигателя.

Наконец, АКПП склонна к перегревам, из-за чего требует более бережного отношения. Даже начинать и прекращать движение на такой трансмиссии нужно правильно и безопасно, иначе ресурс «автомата» будет таять на глазах.

Безопасное начало и прекращение движения с АКПП

Чтобы беречь коробку, трогаться и останавливаться нужно определенным образом. Чтобы просто завести двигатель, селектор КПП придется перевести в режим P и зажать педаль тормоза — по-другому сделать это не получится. После запуска ДВС нужно снова нажать на тормоз и выбрать режим движения. При этом передачи вперед и назад можно включать только после полной остановки машины.

Завершать движение с минимальными последствиям тоже нужно в соответствии с рекомендованным алгоритмом. Для большинства автоматических трансмиссий актуален следующий вариант:

Считается, что пользоваться «ручником» на ровной площадке не имеет смысла. Однако он обеспечивает полную неподвижность машины, поэтому лучше его все же включать. Это несколько увеличит ресурс трансмиссии.

Как буксировать машину с АКПП

Буксировать машину с автоматической трансмиссией любого типа можно только со включенным двигателем, на нейтрале и на небольшое расстояние. Все дело в смазке КПП — масло подается туда под давлением, которое нагнетает работающий мотор.

Если двигатель запустить не получается, буксировка невозможна. Конечно, 5-10 м автомобиль прокатится на нейтрали без последствий. Но для более дальних расстояний придется использовать эвакуатор.

Совместимость автоматической трансмиссии с прицепом

А можно ли буксировать другие машины и прицепы? Любой автомобиль с АКПП может использоваться в роли тягача, но лишь при условии, что масса буксируемого груза соответствует техническим характеристикам автомашины. Например, нельзя малолитражкой тянуть тяжелый внедорожник — трансмиссия быстро износится. А вот наоборот — без проблем.

В автошколе «Вектор» вы узнаете, как правильно пользоваться автоматической трансмиссией, выучитесь на права и получите удостоверение без особых хлопот. Запишитесь в группу по телефону или лично в офисе.

Возможно вам будет интересно:
  • Какое масло лучше: синтетика, полусинтетика или минеральное?

    Среди автолюбителей не утихают споры, какое масло лучше — синтетика или полусинтетика, а может и вовсе — «минералка»? Начать следует с того, что лучшим будет масло, под которое спроектирован конкретный мотор. Следовательно, для конкретного мотора сразу находится ответ, что лучше — синтетическое, полусинтетическое или вовсе минеральное масло. Второй момент, который нужно знать — на полках автомагазинов не существует синтетических и полусинтетических смазок. Все они относятся к «минералке», просто из разных групп и с разными присадками.

  • Можно ли смешивать моторные масла

    Для смазки двигателя используется моторное масло, причем не первое попавшееся, а строго определенное. Автопроизводители рекомендуют определённые смазки, но у водителей время от времени возникает вопрос — можно ли смешивать моторную смазку? Ведь иногда нужно долить совсем чуть-чуть. Стоит разобраться, смешиваются ли масла и каковы будут последствия ошибки.

  • Что взять с собой в автопутешествие

    Отправляясь в автопутешествие, водитель задумывается: что именно взять с собой, чтобы с комфортом добраться до пункта назначения и вернуться обратно. Помимо обязательных вещей, таких как документы и огнетушитель, требуется продумать все до мелочей — от инструментария до развлечений. К счастью для новичков, опытные автопутешественники готовы поделиться своим опытом и дают ряд полезных советов.

  • Безопасная езда по трассе

    Время от времени водителю приходится ездить по трассе, и у многих начинающих водителей возникают сомнения в собственных силах. Ведь двигаться приходится на высокой скорости, а иногда и выходить на обгон. Все это требует повышенной концентрации и может вызвать переутомление. Опытные автолюбители дали несколько полезных советов о том, как правильно вести себя на загородном шоссе, чтобы поездка была не в тягость, а в радость.

Услуги автошколы «Вектор»
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(АКПП)
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(МКПП)
Дистанционное обучение в автошколе
Дистанционное обучение в автошколе
Восстановление навыков вождения
Восстановление навыков вождения
Корпоративное обучение
Корпоративное обучение
Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.