Среди автолюбителей не утихают споры, какое масло лучше — синтетика или полусинтетика, а может и вовсе — «минералка»? Начать следует с того, что лучшим будет масло, под которое спроектирован конкретный мотор. Следовательно, для конкретного мотора сразу находится ответ, что лучше — синтетическое, полусинтетическое или вовсе минеральное масло. Второй момент, который нужно знать — на полках автомагазинов не существует синтетических и полусинтетических смазок. Все они относятся к «минералке», просто из разных групп и с разными присадками.
Синтетическое масло — «синтетика»
«Синтетика» — маркетинговый термин, введенный производителем Castrol для линейки своих масел. По словам маркетологов, оно «производится» на полностью синтетической основе. Но к реальному положению вещей это не имеет никакого отношения.
Смазка создается на основе продуктов нефтеперегонной промышленности. И уже потом в эту базу добавляются различные химические присадки, благодаря которым увеличивается текучесть и обеспечивается стабильность смазывающих свойств при разных температурах. В сравнении с полусинтетикой, синтетика лучше сопротивляется окислению, поскольку присадки вводятся в нее еще на стадии нефтеперегонки.
Это хорошее масло для современного мотора, которое обеспечивает лучший пуск зимой и более эффективную смазку при низких забортных температурах. При возможности выбора лучше залить именно синтетику, чем полусинтетику. О «минералке» речи не идет, поскольку мотор, спроектированный под синтетические и полусинтетические масла, не способен эффективно работать на ней.
Полусинтетическое масло — «полусинтетика»
А в чем разница между синтетическим ГСМ и полусинтетикой? Считается, что последнюю получают путем добавления в «минералку» специальных присадок, но уже после перегонки. На самом деле ГСМ получают путем смешивания «минералки» и полностью синтетической смазки в пропорциях от 50/50 до 70/30. Естественно, техпроцесс сложный, поскольку при простом «кустарном» смешивании смесь образует пену, а потом выпадет хлопьями. Производство полусинтетической смазки, несмотря на расхожее мнение, обходится дороже всего по сравнению с остальными ГСМ.
В последние годы все чаще прибегают к гидрокрекингу в производственных процессах. Что это? Это крекинг с использованием водорода для переработки высококипящих нефтяных фракций.
Если встал вопрос, что лучше залить в мотор — минералку или полусинтетическую смазку, лучше залить именно полусинтетическую. Она отличается приемлемой текучестью и температурной стабильностью, что актуально в холодное время года.
Минеральное масло — «минералка»
«Старое доброе» минеральное масло до сих пор является базовым для всех видов моторных ГСМ и для многих является основным. Оно недорогое, относительно простое в производстве и, как ни странно, в современной версии тоже имеет присадки, улучшающие его свойства.
Считается, что в старые, спроектированные под «минералку» моторы лучше лить именно ее. И это полная правда, поскольку все сальники и другие уплотнители рассчитаны именно под эту вязкость. Более жидкая смазка быстро протечет, а активные присадки могут разрушить уплотнители.
Различия масел
Так что же, фактической разницы между ГСМ не существует? На самом деле она есть, и довольно значительная. Дело в том, что «минералка» получается путем переработки нефти методом селективной очистки и депарафинизации. Полусинтетические получают путем гидрокрекинга нефти с последующей очисткой в среде водорода с использованием катализаторов. А вот полностью синтетические ГСМ (полиальфаолефины) получают химическим путем из этилена и бутилена. И в чистом виде они не используются из-за повышенной текучести и испаряемости при высоких температурах.
Соответственно, в процессе переработки получается различное по своим свойствам масло. И уже опираясь на свойства, автолюбители делают выбор, разумеется, с учетом требований автопроизводителя к свойствам и показателям моторного масла.
Какое масло лучше купить для автомобиля
Автовладелец, выбирая ГСМ, должен опираться не на вид или маркетинговые заверения производителя смазочных материалов, а на требования к их свойствам со стороны автопроизводителя. Они приводятся в инструкции по эксплуатации авто, которую также можно найти на сайте автобренда в интернете.
Основными критериями, которые действительно имеют значение, являются вязкость по SAE, эксплуатационный класс по API или ACEA и климатические условия. Впрочем, синтетика или полусинтетика могут работать в довольно широком температурном диапазоне, поэтому климатические условия будут определяющими только для моторов, эксплуатируемых в очень холодном или очень жарком климате.
Какое масло подойдет к ДВС по SAE и климату? Смотреть нужно на вязкость, которая указана перед буквой W в спецификации ГСМ.
- От 0W до 5W — синтетика, которая работает в холодном климате (+35…-35°С), подходит для моторов с небольшим и умеренным износом.
- От 10W до 15W — полусинтетика, которая работает в умеренных климатических условиях (-30…+35°С), подходит для двигателей с умеренным и выраженным износом.
- От 15W — минеральное, которое подходит для теплого климата (не ниже -25°С и до +40°С), оптимально для силовых агрегатов с выраженным износом.
Стоит понимать, что синтетические и полусинтетические ГСМ имеют разные показатели вязкости вплоть до 15W.
Также следует смотреть на соответствие ГСМ классификации API и ACEA. Что такое API и ACEA? ACEA — это Association des Constructeurs Europeens Automobiles. API — American Petroleum Institute. Это организации стандартизации ГСМ для европейского (ACEA) и американского (API) рынков.
Производители смазочных материалов выпускают отдельные линейки ГСМ для бензиновых и дизельных моторов. Есть версии для двигателей с турбонаддувом. Соответственно, для бензиновых ДВС в маркировке должно быть S или A или B. Для дизельных моторов в маркировке должны присутствовать C по API или A (B) по ACEA. Впрочем, для высоконагруженных моторов выпускаются ГСМ с маркировкой E по ACEA. А если стоит нейтрализатор выхлопа, то в коде по ACEA должна стоять буква C. В европейской маркировке после буквы стоит цифра. Чем она больше, тем выше эксплуатационные характеристики смазки.
А вот выбор конкретного производителя имеет небольшое значение. Вот только стоит понимать, что, связываясь с синтетикой и полусинтетическими ГСМ, шанс столкнуться с подделкой будет тем выше, чем известнее и популярнее бренд производителя. Но и в крайности впадать тоже не следует — покупая откровенный «No Name», есть риск купить непонятную субстанцию с неизвестными свойствами вместо масла. Поэтому покупать его стоит только у проверенных продавцов, которые способны гарантировать качество.