Для питания бортовой сети машины используется аккумулятор. Но из-за особенностей эксплуатации батарею иногда нужно подзаряжать. Но как правильно заряжать аккумулятор автомобиля? Попробуем разобраться в актуальности задачи и возможных способах ее решения.
Когда необходимо заряжать аккумулятор автомобиля
Вообще, аккумуляторная батарея современного образца не требует частого обслуживания, иначе бы производители не выпускали необслуживаемые АКБ. Но если задачей является продление срока службы батареи, ее придется периодически заряжать. Вот несколько ситуаций, когда это становится особенно актуальным.
- Профилактический осмотр. Нужно регулярно проверять уровень заряда аккумулятора с помощью встроенного вольтметра или мультиметра. Если показания ниже 12,05 В (70%), то заряжать аккумулятор следует незамедлительно, особенно в сырую и (или) холодную погоду. Иначе запуск двигателя может стать проблематичным.
- Проблемы с запуском двигателя. Если автомобиль не заводится, особенно после длительного простоя или при низких температурах, это может быть связано с низким уровнем заряда аккумулятора. Батарея может не быть разряженной полностью, однако выходного напряжения уже недостаточно для образования устойчивой искры.
- Индикатор «Аккумулятор разряжен». В автомобиле на приборной панели есть специальный индикатор в виде схематично нарисованного АКБ. Когда он загорается, то необходимо поставить АКБ на зарядку. Однако чаще всего индикатор включается при неисправности электрогенератора, и его горение указывает на питание всей бортовой сети авто только от батареи.
- Частые короткие поездки. Если автомобиль используется преимущественно для коротких поездок, не позволяющих генератору полностью зарядить батарею, водителю рекомендуется периодически подключать зарядное устройство.
- Сульфатация пластин. В ситуациях, когда на автомобиле долгое время не ездят, а его аккумулятор остается в разряженном состоянии, возникает сульфатация пластин, что снижает емкость и срок службы батареи. Заряжать такой АКБ нужно с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца.
- Длительный простой автомобиля. Если авто простаивает без использования в течение длительного времени (от месяца и более), аккумулятор разряжается вследствие продолжения питания бортовой сети. Энергопотребление кажется незначительным, однако были случаи высаживания старой батареи сигнализацией.
Зарядка аккумуляторной батареи должна проводиться с использованием специализированного зарядного устройства, которое обеспечивает правильный ток и напряжение. Также важно следить за температурой АКБ во время зарядки, чтобы избежать перегрева.
Стоит также учитывать возможность обычного износа источника питания. Если он стал хуже держать заряд или быстро разряжается, это может быть признаком его износа и необходимости замены. Поэтому любую батарею всегда проверяют прежде, чем принимать решение о продолжении ее эксплуатации или замене.
Определение заряда аккумулятора по плотности электролита
Измерение плотности электролита в аккумуляторе является важным методом определения не только его состояния, но и заряда. Процесс включает использование специального прибора — ареометра, который позволяет измерить плотность электролита в г/см³.
Плотность электролита напрямую связана с концентрацией серной кислоты в растворе. Чем выше концентрация кислоты, тем больше плотность. Однако, помимо концентрации, на плотность влияют температура раствора и степень заряженности аккумулятора.
Для получения наиболее точных результатов измерения плотности рекомендуется проводить процедуру при температуре 25 °C. Плотность является показательной, поскольку при разряде часть серной кислоты «уходит» в пластины, что снижает плотность.
Нормальная плотность электролита для полностью заряженного аккумулятора в Средней полосе составляет 1.28±0.01 г/см³. Однако эта величина может варьироваться в зависимости от климатической зоны и температуры в момент измерения. Именно поэтому батарею рекомендуют проверять при температуре чуть выше комнатной.
По мере разряда АКБ плотность линейно снижается. Для батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%, плотность составляет 1.20±0.01 г/см³. У полностью разряженных батарей плотность падает до 1.10±0.01 г/см³.
Важно отметить, что значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаковым (±0.01 г/см³). Это свидетельствует о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. Наличие внутреннего короткого замыкания можно определить по значительному снижению плотности в дефектной «банке» по сравнению с остальными. Подключать такую батарею к зарядному устройству не имеет смысла. Ее необходимо заменить новой.
Стоит также заметить, что не все АКБ позволяют оценить плотность электролита, поскольку у владельца нет доступа к банкам. Поэтому можно обратиться к электроизмерениям.
Определение заряда аккумулятора по напряжению
Определение уровня заряда по напряжению является одним из самых простых и доступных методов, батарею можно даже не снимать. Для этого понадобится вольтметр, который можно приобрести в любом магазине электроники. Если же в машине есть встроенный, то и покупать ничего не нужно. Но рассмотрим вариант, как поступить, если автопроизводитель не вывел соответствующие показатели на приборную панель. Последовательность действий следующая:
- подключение вольтметра к клеммам аккумулятора с соблюдением полярности и очередности — сначала плюс, потом минус;
- снятие показаний — считываем и фиксируем замеры. Делать это нужно на остывшем автомобиле, АКБ должен находиться в состоянии покоя, то есть не питать мощных потребителей и не заряжаться. Показания считываются и фиксируются минимум трижды для исключения ошибки;
- интерпретация показаний. Необходимо сверить полученное значение напряжения с табличными данными для этого типа АКБ. Табличные данные могут предоставить информацию о том, какое напряжение соответствует определённому уровню заряда. Усреднено, для кислотной батареи напряжение будет составлять 12,15-12,5 В.
Напряжение может изменяться под воздействием температуры и других факторов. Поэтому для получения более точных результатов рекомендуется проводить измерения утром на «отдохнувшем» автомобиле. Особенно показательны они для морозного периода. Показания вольтметра ниже 12 В говорят о необходимости измерения уровня электролита с последующим подключением к зарядному устройству. О том, как подключается АКБ к зарядке, можно узнать из инструкции к батарее или к зарядному устройству.
Как правильно готовить аккумулятор к зарядке
Стоит заметить, что заряжать аккумулятор автомобиля нужно исключительно с соблюдением правил и техники безопасности. Независимо от конструкции зарядного устройства, важно выполнить несколько подготовительных мероприятий. Нужно убедиться, что на корпусе АКБ нет подтеков или вздутий, которые могут указывать на утечку электролита. Если батарею принесли с холода, ей нужно дать согреться до температуры в помещении. Процесс займет 2-4 часа в зависимости от разности температур.
Важно проводить зарядку в нежилом помещении с хорошей вентиляцией, чтобы избежать вдыхания паров электролита. Также рекомендуется использовать защитные очки и перчатки для защиты кожи и глаз от возможных брызг кислоты. Использование неподходящего зарядного устройства для подзарядки строго запрещено, равно как нельзя заряжать АКБ прямо в автомобиле. Ведь из-за нагрузки он может взорваться или воспламениться.
Как подключать зарядное устройство? Довольно просто: сначала подключается «+», затем «-». И только после этого можно включить прибор в электросеть. Большинство зарядных устройств сегодня работает в автоматическом режиме. Процесс подзарядки в целом длится дольше, чем при использовании ручного режима. Но важно, что они полностью заряжают батарею.