Еще с советских времен в обиходе профессиональных шоферов использовался термин личная карточка водителя, однако в настоящее время данное понятие практически кануло в небытие. Но слухи о некой загадочной карточке передаются из уст в уста среди начинающих водителей. Бытует мнение, что без нее нельзя сдать экзамен и даже водить машину. При этом в официальном перечне документов, которые должен иметь при себе водитель в соответствии с ПДД, ни о каких дополнительных бумагах речи не идет. А значит, нужно разобраться в вопросе.
Личная карточка и ее разновидности
Если не учитывать времена СССР, в России использовалось, и даже продолжают использоваться всего 3 вида бумаг:
- личная карточка водителя для получения и замены прав;
- карточка сотрудника автопредприятия;
- карта для тахографа.
За исключением первой разновидности, карты на некоторых предприятиях до сих пор в ходу. Но разберемся с ними по порядку.
Экзаменационная карта
Вплоть до 2000 года в автошколе, помимо основного пакета бумаг, выдавалась и карта, в которой были зафиксированы сведения о ее держателе, информация о медосмотрах, данные об учебном заведении, фото водителя и номера водительских удостоверений, выдаваемых ранее или впервые. Без этой карты невозможно было ни получить новые права, ни заменить их по истечению срока или в случае утраты.
Вплоть до 2014 года этот документ спрашивали у лиц, которым он был выдан ранее, т.е. до 2000 года. Лишь Постановлением Правительства №1097 любые требования о предоставлении данной карты были отменены, что вполне логично. Ведь вся нужная информация уже давно была в распоряжении ГИБДД в электронном виде, и бумажный дубль стал попросту мешать.
Но все же подобная карта осталась в ходу, вот только не среди водителей, а в качестве одной из внутренних бумаг автошколы. В ней нет сведений о водительских удостоверениях и прочих подобных данных. На руки она не выдается.
Карта для тахографа
В профессиональных автоперевозках используется специальный прибор под названием тахограф. Он учитывает режим труда и отдыха профессионального шофера, регистрирует скорость транспортного средства и записывает прочие данные. Без специального электронного ключа, которым и выступает карта, прибор работать не будет.
Получить эту карту может любой профессиональный водитель, ранее ее не получавший. Для этого нужно обратиться в удобный спецсервисцентр и представить водительское удостоверение категории C, D и в том числе с подкатегориями E. Существуют возрастные ограничения: старше 18 лет для профессиональных водителей грузовиков массой до 7,5 т и старше 21 года для пассажирских автоперевозок или управления ТС массой более 7,5 т.
Оформлять ли подобную карту? Да, если человек собирается профессионально управлять средним и тяжелым грузовым или пассажирским транспортом. В противном случае оформлять ее не имеет смысла, а если она все же потребуется, получить карту не составит труда.
Карточка профессионального водителя
Еще одна разновидность карт — бумага, оформляемая на предприятии. Причем не обязательно в автотранспортном. Законодательство обязывает все компании, деятельность которых включает в себя использование автомобильного транспорта, заводить такие документы. В них отражается:
- личные данные и квалификация водителя;
- стаж на предприятии;
- выработка часов на транспорте предприятия;
- сведения о нарушениях ПДД и данные о ДТП;
- медицинские допуски;
- сведения о сне и отдыхе перед ДТП.
Делопроизводители предприятий ориентируются на форму Т2, поскольку специального бланка не предусмотрено. Получить ее на руки невозможно, поскольку она ведется для внутреннего документооборота предприятия и представляется надзорным органам в рамках плановых и специальных проверок.
Нужна ли водительская карта?
За исключением профессиональных карт и электронных ключей в тахографы, необходимости в картах нет более 8 лет. Соответственно и делать ее нужно только в том случае, если человек устраивается в автотранспортное предприятие и собирается управлять автобусом с числом пассажирских посадочных мест более 8 или грузовым автомобилем с разрешенной массой более 3,5 тонн.
Водителю легковой машины она не требуется даже в том случае, если он занимается таксомоторными перевозками. Даже если он будет работать в компании и на ее транспорте, бумагу оформит отдел кадров, самому ему ничего оформлять не придется.
А чтобы получить право управлять автомобилями категории B, достаточно пройти обучение в автошколе «Вектор». Квалифицированные преподаватели теории и мастера производственного обучения в короткий срок обучат всем тонкостям управления автомобилем, и вы с легкостью сдадите экзамены в ГИБДД. Запишитесь на бесплатный пробный урок по телефону или в форме на сайте.