В любом автомобиле должно быть запасное колесо — полноразмерное или «докатка». Оно пригодится в ситуации повреждения рабочего. Но какой от него толк, если водитель не умеет его менять? Поэтому новичкам не будет лишним узнать, как меняется колесо на автомобиле в полевых условиях.
Что нужно для замены колеса
Все, что нужно для проведения операции, подавляющее большинство автопроизводителей кладет в багажник автомобиля. В идеале, наиболее полный комплект для самостоятельной замены выглядит следующим образом:
- баллонный ключ — для откручивания гаек (или болтов) крепления колеса;
- ключ для «секретки» — если на колесе установлен нестандартный болт или гайка;
- домкрат — для поднятия автомобиля, чтобы снять и установить колесо;
- запасные гайки и болты — если оригинальные повреждены или утеряны;
- упоры — для предотвращения случайного скатывания машины во время работы;
- насос с манометром — для проверки и выравнивания давления в шине после замены;
- запаска — колесо, которое будет установлено вместо поврежденного.
Также важно выбрать безопасное место для проведения работ, с ровной поверхностью и достаточной освещенностью. Но всегда есть вероятность необходимости выполнения работ вне освещенной местности. На такой случай стоит купить недорогой налобный фонарик и возить с собой комплект батареек.
Пошаговая инструкция по замене колеса
Заменить колесо не столь сложно, как это кажется. Процедура хоть и требует некоторой физической силы, но с ним справится почти любой водитель, если речь не идет о «перекидке» низкопрофильных 18-дюймовых шин. Вся работа состоит из 10 этапов.
- Подготовка — необходимо выбрать безопасное место для остановки автомобиля, остановиться и включить аварийную сигнализацию. После остановки необходимо выставить знак аварийной остановки согласно ПДД — 15 м в городе и 30 м на трассе. Далее достаем запаску и другой инструмент. Нужно ставить транспортное средство на «ручник» и включить передачу — первую или заднюю.
- Ослабление креплений — прежде чем поднимать машину, нужно ослабить гайки/болты на колесе. Это почти полностью исключает срыв резьбы, опрокидывание авто и прочие негативные последствия.
- Установка домкрата — нужно разместить домкрат под порогом в предусмотренном для этого месте как можно ближе к колесу, которое подлежит замене. Следует убедиться, что домкрат установлен на ровной поверхности.
- Подъем автомобиля — с помощью домкрата вывешивается проблемная покрышка. Под ней должно образоваться свободное пространство высотой не менее 2 см.
- Снятие диска — теперь можно полностью открутить гайки/болты и скинуть диск. Если он «прикипел», то пара крепких ударов по верхней част обода решит проблему.
- Установка запаски — ставим новое колесо на место, закрутив гайки/болты вручную. Допустим небольшой натяг баллонником.
- Фиксация креплений — с помощью баллонного ключа, следуя схеме крест-накрест, можно протянуть болты/гайки. Кто-то делает это, подняв машину, а кто-то, напротив, после ее спуска.
- Спуск автомобиля — с помощью домкрата борт опускается. Важно проследить, чтобы подъемное устройство полностью вышло из креплений в пороге и свободно вынималось.
- Проверка — необходимо убедиться, что все хорошо протянуто и диск надежно зафиксирован.
- Завершение — остается положить все инструменты и материалы в багажник, после чего убрать знак аварийной остановки, и можно продолжить движение.
Нельзя забывать про безопасность. Важно использовать домкрат с соответствующей грузоподъемностью и устанавливать его на ровную поверхность. По возможности стоит устанавливать противооткатные упоры.
Проверка колес после самостоятельной замены
Если вы сами меняли колесо в полевых условиях, то единственная проверка, которая доступна «здесь и сейчас» — проверка давления в шинах с помощью манометра. Оно должно соответствовать рекомендациям производителя. А на ближайшем шиномонтаже можно (и даже необходимо!) устранить повреждения на снятой шине, а также сделать балансировку.
Если при замене колеса придерживаться инструкции и выполнить процедуру правильно, то никаких проблем с безопасностью не возникнет.