Оказавшись на горных серпантинах, водитель может совершить две роковые ошибки — испугаться и ехать крайне медленно или же, наоборот, не принять во внимание особенности автодороги. Закономерным итогом обеих будет ДТП и даже съезд в обрыв. Лучше заранее разобраться в вопросе, и только потом отправляться за рулем в горную местность.
Понятие езды по серпантину
Серпантин — это извилистая дорога с многочисленными крутыми поворотами, которая петляет по склону горы. Особенностью такой автодороги является не только продолжительный уклон, но и резкие повороты. Еще один момент — ширина. Такая дорога, как правило, достаточно узкая, из-за чего приходится быть предельно аккуратным, чтобы не зацепить отбойник со стороны пропасти и стену скалы.
Уклоны могут достигать 40°, радиусы поворотов — 15-30 м. В таких условиях автомобиль и водитель испытывают повышенную утомляемость, что может привести к разного рода неприятным последствиям.
Опасности движения по серпантину
Основные опасности движения по серпантину включают технические, дорожные, природные, поведенческие и встречные риски. Среди технических рисков выделяются перегрев тормозов, потеря мощности двигателя на высоте, повышенная нагрузка на трансмиссию и риск перегрева двигателя.
Дорожные включают резкие повороты с ограниченной видимостью, узкие участки дороги, крутые спуски и подъемы, а также неровное покрытие и риск попадания под оползни и камнепады. Природные угрозы — это, в первую очередь, туман, сильный ветер, дождевые потоки и снежные заносы зимой. Поведенческие риски связаны с укачиванием, снижением концентрации, переутомлением водителя и психологическим дискомфортом. Встречные опасности — внезапное появление транспорта, пешеходы, домашние и дикие животные, а также неправильно припаркованные автомобили.
Именно поэтому от водителя требуется максимальная внимательность, подготовка транспортного средства и хотя бы базовое знание местности. Но куда более важным является неукоснительное соблюдение ПДД и езда с учетом особенностей и характера местности, направления движения и конструкции трансмиссии автомобиля.
Как правильно ездить по горным серпантинам на МКПП и АКПП
Езда по дорогам, проложенным на склоне гор, требует особого внимания и подготовки, но самое главное — учета особенностей трансмиссии. Если ездить на авто с МКПП, то стоит придерживаться следующих правил:
- пониженные передачи — езда на спусках предполагает пониженную передачу для лучшего контроля скорости. Это позволит задействовать торможение двигателем, уменьшит износ тормозной системы и исключит ее перегрев. На подъемах нужно выбрать передачу, обеспечивающую достаточную тягу, чтобы двигатель не работал на пределе возможностей;
- плавное управление скоростью — нужно отказаться от резкого ускорения и торможения, чтобы не перегреть тормозную систему и не потерять контроль над автомобилем;
- контроль над машиной — нужно проверять индикаторы температуры и давления масла на панели приборов, особенно на длительных спусках и подъемах.
При вождении автомобиля с автоматической коробкой передач (АКПП) по горам стоит использовать ручное переключение передач для контроля скорости и тяги, особенно на спусках и подъемах. Если в машине предусмотрены режимы «L» или «S», то их активация пригодится для обеспечения лучшей тяги и контроля над скоростью.
Как и в случае с «механикой», на автомате важно избегать резких ускорений и торможений. Стоит пользоваться торможением двигателем на спусках, переключаясь на пониженную передачу. Если транспортное средство оборудовано системами помощи на спуске (Hill Descent Control) или подъеме (Hill Start Assist), ими стоит пользоваться для облегчения управления. Обязательно нужно контролировать температуру трансмиссионной жидкости и двигателя, особенно на сложных участках дороги.
Как водителю вести себя на серпантине
Опытные водители, которые ездят на автомобилях по горам постоянно, с удовольствием делятся с новичками следующими советами. В первую очередь, перед поездкой убедитесь, что автомобиль находится в отличном техническом состоянии. Особое внимание нужно обратить на тормозную систему, двигатель и шины. Проведите проверку давления в шинах, уровня масла и жидкостей, а также оцените состояние тормозных колодок.
Важно соблюдать правила и придерживаться установленного скоростного режима. Соблюдение дистанции до движущихся впереди транспортных средств необходимо для своевременной реакции на аварийную ситуацию. Будьте готовыми к резким изменениям дорожной обстановки, таким как крутые повороты, внезапное появление животных или камни на дороге. Учтите погодные условия, проверив прогноз перед выездом, но будьте готовы к «сюрпризам».
При прохождении поворотов снижайте скорость заранее, чтобы обеспечить безопасный вход в поворот и сохранить полный контроль над автомобилем. Планируйте траекторию движения так, чтобы минимизировать риск съезда с дороги или столкновения с препятствием. Старайтесь держаться ближе к центру полосы, оставляя пространство для маневра в случае необходимости.
Соблюдение этих простых советов и правил обеспечит комфортную и безопасную езду в горах. А узнать, как правильно пользоваться трансмиссией, можно на обучении в автошколе «Вектор». Запишитесь в группу онлайн или по телефону.