Многие автолюбители совершенно не задумываются о том, что периодически нужно менять тормозную жидкость. Без этой процедуры работоспособность тормозной системы оказывается под угрозой, и однажды тормоза могут попросту отказать. При этом поменять жидкость не обходится дорого, а в некоторых случаях все манипуляции можно сделать и вовсе самостоятельно.
Назначение тормозной жидкости в авто
В современном автотранспорте применяются гидравлические тормоза. Это значит, что механизмы системы проводит в движение жидкость. Выглядит это так: когда водитель нажимает на педаль тормоза, он толкает поршень ГТЦ. Под давлением поршня жидкость перемещается в рабочие цилиндры системы и давит на их поршни, которые толкают колодки и поджимают их к диску или барабану.
В теории, рабочим телом системы может стать абсолютно любое жидкое тело — спирт, масло или даже вода. Но к рабочему телу предъявляют особые требования из-за особенностей эксплуатации тормозной системы.
Дело в том, что тормоза должны работать всегда — и в лютый мороз, и при аномальной жаре. Поэтому обычное масло не подойдет — в мороз оно загустеет и перестанет работать эффективно. Не подойдет и любая жидкость с низкой температурой кипения — из-за повышенной температуры она перейдет в газообразное состояние, а газы имеют свойство сжиматься (терять объем). При этом жидкость должна еще и смазывать подвижные детали (поршни), быть химически нейтральной к металлам и резине, сохранять вязкость практически неизменной.
Результатом долгих поисков и изысканий химиков и инженеров стали различные составы. Сначала это были смеси касторового масла и бутилового спирта, которые отличались невысокой температурой кипения, а в сильные морозы тормозной системой было почти невозможно пользоваться — масло давало осадок. Поэтому были разработаны гликолевые составы. Высокая температура кипения и стабильная вязкость даже в мороз сделали их практически стандартом в автомире. Вот только гликолевые составы гигроскопичны.
В автомобиле сегодня используется именно гликолевый состав. Несмотря на высокую гигроскопичность и ядовитые свойства, заменить его пока нечем. И автовладельцам волей-неволей приходится периодически менять их.
Почему требуется менять тормозную жидкость
Зачем менять почти идеальное для тормозов рабочее тело? Именно таким вопросом может озадачиться неопытный водитель. Ответ кроется в свойстве гликолевого состава поглощать влагу отовсюду, откуда только можно. Жидкость быстрее губки впитывает даже мельчайшие пары влаги, в том числе и из воздуха. А из-за необходимости вентилировать расширительный бак, доступ к атмосферной влаге у состава практически неограничен.
Но что плохого к гигроскопичности? Все просто:
- насыщая тормозную жидкость водой, можно добиться падения температуры кипения, из-за чего произойдет отказ тормозов;
- вода приводит к коррозии металлических поверхностей, в первую очередь поршней системы, из-за чего они перестают срабатывать.
Никто не может предсказать, как и когда откажут тормоза. Поэтому менять рабочее тело тормозов нужно обязательно и регулярно.
Как часто нужно менять тормозную жидкость
Интервалы замены в основном указаны в сервисной книжке авто. Автопроизводители обычно призывают прибегать к процедуре не реже, чем 1 раз в 2 года. Вот только реальные сроки могут оказаться гораздо ниже — все зависит и от условий эксплуатации автомобиля (климат, частота поездок), и от интенсивности использования тормозов (чем интенсивней — тем чаще).
Менять жидкость следует в условиях авторизованного сервисного центра — во многих случаях доступ к штуцерам слива затруднен. Но иногда водитель решается сделать все самостоятельно.
Как правильно менять тормозную жидкость
Для начала следует определиться, требуется ли промывка тормозной системы. Для чего она может потребоваться? Все дело в состоянии авто. Считается, что это нужно сделать обязательно:
- при покупке подержанного автомобиля — никакие заверения продавца о том, что с машины «пылинки сдували», не могут быть приняты на веру, безопасней заменить тормозную жидкость с промывкой системы;
- при помутнении рабочего тела в расширительном баке — начался процесс деградации прокладок;
- при наличии темных отложений на стенках бачка — процесс окисления зашел слишком далеко, возможно, потребуется дополнительное обслуживание ГТЦ.
Менять гликолевый состав нужно полностью — простая доливка, как правило, не рассматривается в качестве замены. Чтобы поменять жидкость, необходимо вывесить машину на подъемнике, снять все колеса, полностью откачать состав из расширительного бачка и залить новый, надеть на выпускной штуцер длинный шланг и открыть его. Помощник должен нажимать на педаль тормоза, периодически контролировать уровень состава в бачке и подливать его. Тормозной гликолевый состав сливается до тех пор, пока из штуцера не потечет новый. После этого штуцер закрывается, и процедура повторяется на следующем колесе.
В ряде случаев полностью заменить рабочее тело не получается своими силами, особенно если педаль тормоза электронная. В этом случае визита в сервис не избежать. На СТО к системе подключат вытеснительный аппарат и полностью произведут замену.
Как выбрать тормозную жидкость
Подбирают тормозную жидкость только в соответствии с рекомендациями автопроизводителя — тормоза машины рассчитаны на работу со строгом определенным составом. А он, в свою очередь, должен соответствовать требованиям DOT:
- DOT 3 — для гликолевой тормозной системы с рабочей температурой до 220°С (в сухом состоянии);
- DOT 4 — тот же DOT 3, но с присадками (антикоррозионные, смазывающие), с рабочей температурой до 240°С;
- DOT 4.5, DOT Super — тот же DOT 4, но с температурой кипения 260°С;
- DOT 5 — силиконовый состав с температурой кипения до 280°С (не для рядовых автомашин);
- DOT 5.1 — усовершенствованная DOT 4.5 с рабочей температурой до 270°С.
Что касается выбора конкретного производителя, то здесь стоит придерживаться рекомендаций автобренда. Но в некоторых случаях допускается замена при условии совпадения требований DOT.