По мере использования автомобиля у водителя может появиться необходимость использовать домкрат. Конечно, большинство производителей комплектует свои машины подобными устройствами, но это не значит, что они удобные и качественные. А если авто покупалось с рук, то подъёмного механизма может и не быть. А это значит, что придется выбрать новый. Разберемся в их разновидностях и важных характеристиках.
Разновидности домкратов
Инженеры придумали множество вариантов подъемных механизмов, каждый из которых вполне справляется со своей функцией. Сегодня на рынке представлены разные варианты.
- Ромбический — он же «винтовой» и, как правило, является штатным подъемным устройством. Несмотря на большой рабочий ход, долговечность и дешевизну довольно быстро заменяется другими видами. Сказывается небольшая устойчивость и необходимость прикладывать значительные усилия для подъема авто.
- Бутылочный — гидравлический, реже пневматический вариант устройства. Занимает мало места в багажнике, легко справляется с подъемом даже тяжелой техники и при этом не требует значительных мускульных усилий. Однако плохо переносит морозы, относительно недолговечен и имеет крайне малый рабочий ход.
- Подкатной — как правило, с гидравлическим приводом. Относится к стационарным, почти не требует усилий для подъема авто на большую высоту, отличается устойчивостью. Однако не пригоден для транспортировки в виду больших размеров.
- Реечный — бывает рычажным (хай-джек) и зубчатым. Они надежные, неприхотливые, отличаются огромным рабочим ходом и грузоподъемностью. В то же время, не обладают достаточной устойчивостью, особенно на рыхлых и сыпучих грунтах. Еще одним недостатком являются большие размеры.
За исключением подкатных, которые являются лучшими для использования в гараже, в багажник можно купить практически любой вид. Однако стоит учесть некоторые потребительские характеристики, по которым получится выбрать автомобильный домкрат, идеально подходящий для автомобиля и условий его эксплуатации.
Максимальная грузоподъемность домкрата
Первый параметр, на который нужно обратить внимание — грузоподъёмность. Она должна превосходить массу машины, но не просто снаряженную или сухую, а полную — т.е. массу снаряженного авто, к которому прибавлен вес пассажиров и грузов. Например, если у машины снаряженная масса составляет 1060 кг, а полная — 1500, то домкрат должен поднимать не менее 1500.
Однако им будет неудобно пользоваться — придется прилагать избыточно много усилий. Лучше сразу купить механизм, который будет способен справиться с 2000 кг и более. А бутылочную «гидравлику» грузоподъемностью менее 2,5 т покупать и вовсе не стоит, поскольку зимой она попросту не справится с подъемом машины.
Высота подъема домкрата
Вторая важная характеристика — высота подъема. Она должна превосходить клиренс и ход подвески. Для городского седана вполне хватит подъема на 400-500 мм. Но если придется домкратить кроссовер или серьезный внедорожник, может потребоваться устройство с высотой подъема 600 и даже 700 мм. А для некоторых внедорожников, подготовленных к офф-роуд, может потребоваться даже 1000 мм.
В то же время, чем больше высота подъема, тем массивней будет домкратный механизм. Поэтому лучше остановить свой выбор на моделях с запасом 30-50 мм относительно клиренса и полного вылета подвески.
Высота подхвата домкрата
Высотой подхвата многие пренебрегают, забывая, что иногда приходится «доставать» машину, которая практически лежит на порогах. Поэтому все просто: чем ниже высота подхвата, тем более универсальным будет подъемное устройство.
И по этому параметру явными лидерами являются реечный и ромбический механизмы, а в явном проигрыше — бутылочный. Последний имеет высоту не менее 150 мм, тогда как реечный может прихватить почти с земли, а ромбическому обычно хватает 50-70 мм.
Материал корпуса домкрата
Производят устройства в корпусах из металла и композита. Последние очень легкие и надежные. А вот с металлическими все довольно интересно. На рынке большая часть моделей выполнена из стали, которая с течением времени коррозирует. Однако они доступны по цене. Хорошие модели способны прослужить 20 и более лет.
Есть модели из чугуна, который отличается большим весом и размерами. Как правило, такие модели используют на СТО или в гаражах в качестве стационарных.
А есть алюминиевые — легкие, но в то же время не предназначенные для серьезных нагрузок. Их выбирают в легкие машины.
Габариты и вес домкрата
Вес подъемного устройства почти всегда не имеет значения. Главное, чтобы водитель смог его поставить, а потом убрать. А вот габариты почти всегда являются критичными, поскольку они чаще всего связаны с высотой подъема, и оказать особое влияние на этот параметр не получится.
Самые компактные — ромбовидные и телескопические винтовые. Бутылочные занимают чуть больше места, ну а самые большие — реечные.