В любом современном автомобиле имеется аккумулятор (АКБ) — элемент, используемый для накопления и хранения электроэнергии. Без электричества невозможно не только пользоваться электрооборудованием машины, но даже запустить двигатель. Начинающим (и даже опытным) водителям стоит разобраться в видах АКБ, особенностях зарядки и обслуживания, а также выбора нового элемента в машину при износе штатного.
Виды автомобильных аккумуляторов
Любой современный АКБ состоит из таких элементов, как:
- корпус аккумулятора — пластиковый герметичный «контейнер», обычно с ручкой для переноски;
- пластины (электроды) — положительные и отрицательные, обычно свинцовые;
- соединители — токопроводящие элементы, соединяющие пластины,
- сепараторы — физические разделители пластин;
- электролит — жидкий или гелеобразный;
- выводы — «+» и «-» клеммы батареи.
Внутри корпуса расположено 6 отсеков, поэтому любой «стандартный» АКБ на 12В (штатная автомобильная батарея) — это 6 маленьких батарей в едином корпусе. Отсеки часто именуют «банками». Напряжение каждой из них составляет 2,1…2,2 В, поэтому общее напряжение АКБ составляет 12,6-13,2 В в зависимости от уровня заряда. Такой вольтаж определен единым стандартом питания бортовых электросетей в авто.
Несмотря на общее устройство, существует несколько видов АКБ. Условно их можно разделить на несколько групп в соответствии с различающимися характеристиками.
- По обслуживанию — обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы. В обслуживаемых можно произвести замену электролита, необслуживаемые герметично закрыты, электролит не меняется.
- По типу электролита — жидкостный, EFB, AGM, гелевый.
- в жидкостных видах электролит представлен в виде жидкой смеси серной кислоты и дистиллированной воды. Считаются простыми, надежными и дешевыми. Не переносят полный разряд;
- вEFB электролит также жидкий, со схожей химической формулой, но пластины батареи защищены микроволокном, увеличивающим площадь контакта. Стоят дороже, сроки службы сопоставимы с жидкостными, но электротехнические характеристики выше. Нельзя разряжать полностью;
- вAGM батареях роль микроволокна играет стеклохолст, в остальном это все те же EFB-устройства. Разница заключается в возможности довести АКБ до полного разряда с последующим восстановлением. Сроки службы зависят от режима использования, в основном это 7-10 лет;
- в гелевых электролит связан в желеобразное состояние, что позволяет не использовать сепараторы пластин. Можно уводить в глубокий разряд, но нельзя замыкать. Также не переносят перезаряда.
- По климатическому исполнению — для теплого и для холодного климата. Они не являются взаимозаменяемыми, поскольку стандартная жидкостная батарея в условиях экстремально низких температур не сможет выдать нормальный пусковой ток.
Существуют АКБ нового поколения для автомобилей. Сегодня можно найти даже Li-Ion батареи. Но стоит заметить, что несмотря на все преимущества Li-Ion, они плохо подходят для двигателей внутреннего сгорания из-за неспособности обеспечить высокий ток отдачи в течение нескольких секунд. Такие нагрузки выводят батарею из строя и даже грозят ее разрушением (вплоть до взрыва). Впрочем, даже обычную батарейку можно «взорвать» неправильным зарядом.
Как заряжать аккумулятор
Практически в любом автомобиле имеется вольтметр, отображающий состояние заряда аккумуляторной батареи. Нормальным будет значение 12,5-12,7 В для теплого времени года и не менее 12,2 В для холодов (-17°С и ниже при холодном измерении напряжения). Если вольтметр показывает более низкие значения, АКБ нуждается в подзарядке. В основном это связано либо с короткими поездками (генератор не успевает восполнить потерю тока при старте ДВС) или продолжительными морозами (избыточное число потребителей и потеря емкости из-за температурного воздействия). Неисправный АКБ также нуждается в частой подзарядке.
Для заряда батареи необходимо:
- снять аккумулятор с машины и поставить в хорошо вентилируемом помещении;
- удалить загрязнения с корпуса, особенное внимание уделить области возле клемм;
- промороженный АКБ прогревают до температуры помещения на протяжении 2-12 часов, в зависимости от разницы температур;
- подключить подходящее зарядное устройство сначала к «+», а затем к «-» клемме;
- снять пробки банок (при их наличии) или открыть газоотводный клапан (в необслуживаемых моделях);
- включить зарядное устройство.
Большинство зарядных устройств работают в автоматическом режиме, но продвинутые модели позволяют выбрать режим заряда. Есть 2 способа: зарядка постоянным током или постоянным напряжением.
Первый способ позволяет быстро восполнить заряд, но требует предельного внимания к процессу, к тому же быстро изнашивает АКБ. Суть заключается в выставлении постоянной силы тока, составляющей 10% емкости АКБ. Например, для батареи емкостью 65 Ач нужно выставить ток 0,65 А. По мере заряда напряжение будет расти, как только оно достигнет 14,4 В, силу тока снижают в 2 раза и так до тех пор, пока напряжение не перестанет меняться.
Второй способ более надежный, но не дает полного заряда (всего 80-85% номинального значения). Но именно таким образом генератор автомобиля заряжает батарею. Суть заключается в том, что выставляется постоянное напряжение 14,5 В, сила тока по мере роста заряда будет падать. Процесс небыстрый, занимает 12-20 часов в зависимости от емкости батареи.
Что касается зарядки EFB, AGM и гелевых АКБ, то для них используются специальные зарядные устройства, которые работают в полностью автоматическом режиме. Пользователь не сможет задать параметры заряда и ему останется лишь дожидаться сигнала о том, что батарея заряжена. Но такие АКБ принимают заряд на 90-95% номинального значения.
Как обслуживать аккумулятор
Чтобы сократить количество принудительных зарядок и увеличить ресурс батареи, нужно производить ее плановое техобслуживание. Оно достаточно простое:
- в обслуживаемых аккумуляторах нужно регулярно проверять уровень и плотность электролита, при необходимости доливать готовую смесь, кислоту или дистиллированную воду (в зависимости от плотности и объема);
- регулярно удалять загрязнения и окислы, чистить клеммы батареи и провода подключения;
- не доводить до глубокого разряда, поддерживать нормальный уровень заряда, особенно если машиной не пользуются на протяжении месяца и более.
Еще один нюанс «долголетия» элемента заключается в его правильном выборе.
Как выбирать автомобильный аккумулятор
Подобрать автомобильный АКБ довольно просто. Нужно выбирать из моделей, рекомендованных по электротехническим характеристикам (в первую очередь, по пусковому току). Также стоит обратить внимание на емкость (особенно жителям северных регионов). Не следует покупать аккумуляторные батареи для теплого климата для использования в условиях Крайнего Севера или северные образцы в южные регионы.
Что касается вида, то можно выбирать любой. Тактика следующая: при планах менять машину каждые 2-3 года можно ограничиться стандартным жидкостным АКБ. Если автомобиль покупается на 5 и более лет, то стоит выбрать EFB, AGM и даже гелевый АКБ.
Узнать обо всех нюансах устройства авто и пообщаться на тему выбора автокомпонентов можно на уроках теории и практики в автошколе «Вектор». Запишитесь в группу онлайн или по телефону, пройдите обучение и сдайте на права категории «B» без особого труда.