Наряду с другими типами трансмиссии покупателям стала доступная роботизированная коробка передач. Это своеобразная версия автоматической КПП, однако имеет множество отличий. Иметь представление об этом типе трансмиссии, ее особенностях, преимуществах и недостатках, отличиях от стандартного «автомата» все же нужно, чтобы сделать правильный выбор при покупке новой машины.
Что такое роботизированная коробка
РКПП, она же «робот» — это «гибрид» механики и автоматической КПП, который является современной реализацией автоматической трансмиссии в транспортных средствах. Она состоит из полностью механической КПП и электрических (в некоторых версиях гидравлических) переключателей (актуаторов) и электронного блока управления.
Иными словами, РКПП — это МКПП, работой которой управляет робот. Большинство моделей позволяют водителям вмешиваться в управление коробкой для самостоятельного выбора передач. Но переключение скоростей осуществляется не рычагом (обычно это селектор ЭБУ), а подрулевыми лепестками, как это реализовано в спортивных машинах. Также в машине отсутствует педаль сцепления — им тоже управляет ЭБУ.
Разница между роботизированной коробкой передач и АКПП
Несмотря на общую сущность, между этими типами трансмиссии есть колоссальная разница. Начать следует с управления сцеплением. В РКПП им управляет ЭБУ. А вот в АКПП сцепления как такового нет, его роль играет гидротрансформатор, а редуктор представлен в виде зацепленных пар шестерен. Именно поэтому АКПП плавно переключает скорости, но в то же время потребляет больше топлива и иногда не работает так, как хочет водитель.
В РКПП присутствует и фрикционное сцепление, а конструкция блока трансмиссии близка к механической. Передачи включает и выключает умная электроника, которая руководствуется заложенными в нее алгоритмами.
Есть и визуальное отличие — в АКПП из дополнительных присутствует только режим селектора «P» (паркинг). У робота дополнительно есть нейтраль «N», а также возможность перехода на ручное переключение (впрочем, не у всех). Это связано с принципами управления и особенностями конструкции узла.
Принцип работы РКПП
Чтобы описать роботизированное управление трансмиссией, достаточно представить на месте ЭБУ человека, который пользуется машиной с механической КПП. Но есть ряд нюансов. ЭБУ считывает показания датчиков, сверяет их с заложенными схемами и дает команды на сервоприводы сцепления и актуаторы.
Непосредственно для живого водителя процесс выглядит следующим образом:
- с помощью педали акселератора повышаются или понижаются обороты двигателя авто;
- машина при росте оборотов начинает ускоряться или замедляться, если педаль газа приотпускается;
- при достижении оборотов, заложенных в программу, ЭБУ дает сигнал на сервопривод сцепления и вилку переключения;
- диски сцепления разжимаются, передача повышается (при росте оборотов ДВС) или понижается (при падении оборотов ДВС);
- диски сцепления смыкаются.
Алгоритмы с каждым годом усложняются, что приближает поведение ЭБУ РКПП к поведению живого профессионального водителя в реальных дорожных условиях. Уже сегодня роботизированные коробки отлично справляются с возложенными функциями, способны отличить необходимость резкого ускорения без перебора скоростей (при обгоне или уклонении от ДТП) от обычного ускорения.
Плюсы и минусы роботизированного переключения передач
Поскольку РКПП объединяет в себе и механическую КПП, и «автомат», она «наследует» как преимущества, так и недостатки обоих типов трансмиссии.
- с роботом машина имеет ту же динамику (или сопоставимую), что и машина с МКПП, поэтому разгон 0-100 км/ч осуществляется быстро, особенно в сравнении с «автоматом» и вариатором;
- ЭБУ работает гораздо аккуратней и точней человека, поэтому износ трансмиссии и узла сцепления идет медленнее в сравнении с МКПП;
- расход топлива сопоставим с МКПП и ниже примерно на 15-30% в сравнении с АКПП;
- стоимость ремонта узла, да и в целом ремонтопригодность выше, чем у вариаторов и АКПП, но дороже, чем у машин с механикой.
Из недостатков можно выделить рывки, когда работает механизм выбора скоростей. Для корректной работы коробке передач требуется более мощный двигатель, иначе нормальной динамики добиться будет сложно. Ведь ЭБУ нужно всегда иметь запас мощности, к тому же все скорости на такой КПП более «длинные» в сравнении с МКПП.
И последнее — стоимость машины, оборудованной РКПП. Она всегда будет выше, чем у чистого «автомата» или версии с МКПП. И обусловлено это вовсе не конструктивной сложностью, а необходимостью использования более мощного мотора.
Советы по грамотной эксплуатации «робота»
Чтобы езда была комфортной, а трансмиссия и сцепление прослужили долго и не требовали частых визитов в сервис, стоит придерживаться советов профессионалов по грамотной езде на машине с РКПП.
В первую очередь следует отказаться от агрессивного вождения. Роботизированная трансмиссия больше подходит для неспешных поездок в городском режиме, а не для спортивных состязаний. Для резких ускорений стоит выбирать ручной режим и работать подрулевыми лепестками и учиться пользоваться акселератором.
Стоит избегать частых поездок в режиме «старт-стоп» — иными словами, «толкаться» в пробках нужно аккуратно. Это значит, что не нужно каждый раз поджимать машину к впередистоящей, если она проехала полметра.
И наконец — регулярное плановое ТО. Узел работает в соответствии с усредненными значениями износа сцепления, поэтому при большой выработке дисков коробка запросто перейдет в аварийный режим с ограничением количества доступных передач.
Научиться ездить на машине с РКПП (и любой другой трансмиссией) и сдать на водительские права категории «B» с первого раза можно в автошколе «Вектор». Опытные инструкторы и обширный автопарк позволят каждому освоить водительское мастерство. Запишитесь в группу онлайн или по телефону, или пройдите бесплатное пробное занятие перед поступлением на обучение.