В последние годы все чаще можно увидеть движущиеся по обочине автомобили. Отчасти это связано с дорожно-транспортной ситуацией и перегруженными дорогами, отчасти — с низкой культурой водителей, иногда «случайно» получивших водительские права. Последние зачастую просто не понимают, почему движение за пределами проезжей части запрещено в подавляющем большинстве случаев.
Понятие обочины
В современной версии законодательства тягово-сцепное устройство может устанавливаться на автотранспортное средство без дополнительной регистрации изменений конструкции только при одновременном соблюдении двух условий:
Согласно действующему законодательству, обочина представляет собой дорожный элемент, непосредственно примыкающий к проезжей части, на одном уровне с ней. Выделяется элемент иным типом покрытия или же дорожной разметкой в виде сплошной линии.
Несмотря на ее визуальное сходство с полосой для движения транспорта, она не предназначена для движения автомобильного транспорта. Об этом напрямую говорится в п.9.9 Правил дорожного движения. Но в том же пункте есть ряд исключений, все же позволяющих передвигаться по обочине на вполне законных основаниях.
Допустимо ли движение по обочине
Формальное разрешение на езду по обочине дается сразу в нескольких пунктах Правил. Если обобщить, то возможность законного движения возникает в случаях:
- осуществления съезда с дороги или выезда на нее в местах, где разрешена остановка и стоянка автотранспорта (п. 12.1 ПДД РФ);
- выполнение разворота (или левого поворота) в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра (ч.2 п. 8.8 ПДД РФ);
- доставка груза к торговым и иным организациям, которые расположены по обочине или в непосредственной близости к ней (п. 9.9 ПДД РФ).
Однако есть ряд исключений, который разрешает езду по обочине при выполнении некоторых условий.
Кому разрешено движение по обочине
В первую очередь, передвигаться по этому дорожному элементу имеют право транспортные средства коммунальных, дорожно-эксплуатационных и иных служб в случае осуществления ими профильной деятельности. Не будут подвергнуты штрафу и водители аварийных и иных служб, которым по ПДД разрешено отступать от действующих Правил. Но при выезде за пределы проезжей части такой автотранспорт должен включить световой проблесковый маячок и звуковой сигнал (сирену).
Также беспрепятственно выехать на обочину и двигаться по ней могут гужевые повозки и сани, велосипедисты (а также лица старше 14 лет на средствах индивидуальной мобильности), мопеды. Не подвергнут штрафу и лиц, управляющих верховыми и вьючными животными. Но и у них есть условие: они не должны мешать пешеходам.
Иным лицам, включая рядовых автомобилистов, езда за переделами проезжей части запрещена в 99% случаев.
Можно ли выезжать на обочину из-за пробок
Почему вообще водитель может покинуть автодорогу и выбрать езду по обочине? Ответов всего три: пробки, непреодолимое иным безопасным способом препятствие и состояние дорожного покрытия на проезжей части.
Если с состоянием асфальтобетонного покрытия обычно вопросов не возникает даже у самых строгих инспекторов ДПС, то вот с препятствиями и пробками все куда сложней. Строго говоря, выполнить некий маневр, связанный с покиданием занимаемой полосы движения при условии невозможности продолжения по ней движения по объективным причинам, можно не опасаясь штрафа. Но что это должно быть за препятствие? Это может быть любой объект, группа объектов (или недостаток дорожного полотна в виде ямы и т. д.), полностью блокирующий дальнейшее движение. К таковым относится сломавшийся автомобиль, место ДТП и т. п.
Можно ли рассматривать пробку в качестве препятствия? Конечно нет, ведь автомобили, стоящие в ней, не сломаны. Соответственно, согласно ПДД, такой маневр будет рассматриваться не как объезд препятствия, а как обгон. Как следствие, риск подвергнуться штрафным санкциям за обгон по обочине невероятно велик.
Когда можно получить штраф за езду по обочине
Исходя из всего вышеперечисленного, легко сделать вывод о том, когда штраф за нарушение ПДД будет наложен, а когда удастся его избежать. И проще здесь сказать, в каких случаях его не наложат на водителя автомобиля:
- если производится любое действие, разрешенное п. 9.9, 12.1, ч.2 статьи 8.8 ПДД РФ;
- если осуществляется объезд препятствия;
- при возникшей в пути технической неисправности автомобиля.
В остальных случаях придется оплатить штраф за нарушение ПДД.
Какой штраф за это предусмотрен? Все зависит от обстоятельств. Например, если ехать вне дороги справа, то придется заплатить 1 500 руб. согласно статье 12.15 КоАП РФ. Если ехать слева, то сумма штрафа возрастает до 5 000 руб. при первом нарушении, повторное передвижение аналогичным способом будет караться лишением прав.
Кроме того, если водитель пересечёт разметку или проигнорирует запрещающий знак, ему прибавят еще 500 руб. по ч.1 ст. 12.16 КоАП. Если при этом он помешает пешеходам или иным лицам, которые вправе ехать по этому дорожному элементу, с него взыщут еще 2 500 руб. (12.18 КоАП). А если в результате его действий будет причинен вред здоровью или ущерб третьим лицам, то дополнительный штраф за такое нарушение составит от 2 000 до 2 500 руб.
Некоторые «обочечники» считают штрафы небольшими и готовы рисковать, забывая о Постановлении Пленума ВС №20 от 25.06.2019 г. Согласно выводам высоких судей, «обочечник» в случае ДТП будет признан виновным независимо от обстоятельств.
Добросовестные водители уверены: пока не будут лишать прав, «обочечники» будут продолжать нарушать ПДД. ГИБДД уже пристально следит за ситуацией, и вскоре подобные поправки в КоАП могут появиться.