Для контроля технического состояния транспортных средств, эксплуатируемых на автодорогах России, введен технический осмотр – ТО. Он подразумевает проверку исправности и работоспособности узлов и агрегатов ТС, влияющих на безопасность передвижения по дорогам общего пользования.
Что проверяется при прохождении государственного технического осмотра транспортных средств
До 1 марта 2022 года ТО обязаны были проходить все. С весны 2022 правила изменились. С 2022 года обязательность ТО для частного владения упразднена, проходить его обязаны лишь владельцы автотранспорта, используемого в коммерческих целях. Также в обязательном порядке ТО нужно проходить при смене владельца, если ТС выпущен более 4 лет назад, а также из-за изменений, внесенных в конструкцию автомототранспорта.
ТО осуществляется в соответствии с положениями ФЗ 170-ФЗ от 2011 года. В нем указан исчерпывающий перечень узлов, агрегатов и систем, которые подлежат техническому осмотру.
Тормозная система автомобиля
«Тормоза придумал трус» – это не про нормальную эксплуатацию автомобильного транспорта. Не эффективно работающий или вовсе отказавший тормоз становится причиной ДТП и человеческих жертв. Поэтому осмотру и контролю подлежит вся тормозная система.
Визуально выявляются утечки тормозной жидкости в гидравлических тормозных системах, утечки воздуха из тормозных камер. Осматриваются места соединения трубопроповдов и узлов на предмет коррозии, трещин и иных следов возможной потери герметичности.
На стенде проверяется:
- эффективность срабатывания рабочей тормозной системы машины – педали;
- разность тормозного усилия на каждой оси;
- работоспособность и удержание ТС в неподвижном положении стояночной тормозной системе в т.ч. при постановке ТС на подъеме или спуске;
- срабатывание тормоза транспортного прицепа автопоезда.
Состояние рулевого управления
Для маневрирования автотранспорт оборудуется рулем, который системой приводов сообщает угол поворота передней (иногда и задней) пары колес. От его работоспособности зависит выбор, изменение и сохранение курсовой устойчивости ТС.
Специалист проверяет эффективность работы рулевой системы и ее соответствие требованиям технического регламента. Проверяется:
- состояние и работоспособность усилителя руля;
- плавность усилий при вращении руля влево или вправо от нуля и до упора;
- максимальный люфт и свободный ход рулевого колеса;
- наличие трещин, коррозии, иных дефектов на узлах рулевого управления.
Система освещения транспортных средств
Сюда входя все внешние световые приборы – фары ближнего и дальнего света, противотуманные фонари спереди и сзади, габаритные огни, световая сигнализация тормоза, дневные ходовые огни (при наличии), индикаторы поворотов, аварийная световая сигнализация, лампы подсветки государственного регистрационного знака ТС.
Для успешного прохождения ТО необходимо обеспечить не только работоспособность всей светотехники, но и ее соответствие требованиям техрегламента. То есть отражатели и рассеиватели, их конфигурация, тип ламп должны быть именно такими, которые устанавливает автопроизводитель, без следов загрязнения, коррозии, разрушения.
Также необходимо соблюдать требования к местоположению внешних световых приборов. Это касается нештатной оптики – ДХО, ПТФ и некоторых других элементов, монтируемых автовладельцем.
Стекла, стеклоочистители и омыватели авто
Проверяется светопропускная способность ветрового и передних боковых стекол. Стеклоочистители должны работать во всех режимах, заложенных производителем, щетки должны очищать поверхность стекла, а стеклоомыватель подавать жидкость в область их работы.
Отдельно проверяются стекла на предмет сколов и трещин. Техрегламент исключает эксплуатацию ТС, если в зоне работы «дворников» присутствуют трещины, сколы и потертости.
Колеса транспортных средств
Колеса воспринимают нагрузку ТС и передают ее на дорожное покрытие, поэтому они должны быть закреплены на штатных местах всеми болтами (гайками). На дисках и ободах не могут быть трещины, сколы, визуально определяемые деформации.
На одной оси могут использоваться только одинаковые шины, причем если речь идет о покрышках зимних, с шипами, то они должны быть установлены на всех осях ТС. Также есть требования к глубине протектора. Она регламентируется техрегламентом и не может быть меньше установленной, даже если речь идет об абсолютно новой резине.
Силовая установка автомобиля
Речь не идет о моторах с большим пробегом, которые нуждаются в капремонте. Проведение ТО подразумевает лишь проверку:
- выхлопа на предельный объем содержания загрязняющих соединений;
- системы питания на наличие потеков и герметичности трубопроводов;
- глушителя на предмет предельного шума.
Остальные параметры в учет не берутся, даже если силовой агрегат покрыт толстым слоем коррозии, а на картере двигателя есть внушительные вмятины.
Иные конструктивные элементы автомобиля
Помимо отдельных систем проверяются прочие устройства, которые оказывают существенное влияние на безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Многие водители считают это мелочью и недоумевают, почему при прохождении ТО они не получили «зеленую» диагностическую карту. На самом деле логика с государственной точки зрения есть: при отсутствии, нарушении целостности и работоспособности того или иного устройства существенно возрастают риски возникновения ДТП.
Поэтому сотрудник пункта технического осмотра проверяет наличие и целостность таких элементов, как:
- боковые зеркала с обеих сторон – подлежат проверке, если через заднее стекло обзор затруднен;
- замки дверей, запоры платформ, кузовов и цистерн – проверяется работоспособность и надежность блокировки;
- клаксон – должен работать отчетливо и громко;
- ремни безопасности – изучается состояние и работоспособность всех штатных ремней;
- аптечка, огнетушитель и аварийный знак – проверяется наличие.
Также специалист осматривает и проверяет приводы регулировки сидения водителя, наличие потеков рабочих и смазывающих жидкостей и некоторые другие моменты. Полный перечень приведен в ПП №1434 от 2020 года.
Сроки и периодичность прохождения ТО для ТС до 10 лет
В ст. 15 основного закона о ТО указаны сроки, в которые должны проводиться мероприятия технического осмотра транспортных средств. Из положений статьи следует, что легковушки, грузовики и мототехника должны прибывать на пункты ТО для проведения проверок, каждые 2 года в возрасте от 4 до 10 лет. Первые 4 года ТО не требуется.
Срок проверки каждый год установлен для таксистов и автобусов и некоторых других. Раз в полгода посетить пункт ТО придется владельцам транспорта, перевозящего опасные грузы.
Для частных владельцев легковушек, которые используются в личных целях и не для перевозки пассажиров и багажа, освобождены от технического осмотра, однако могут его пройти на добровольных началах.
Ответственность за игнорирование технического осмотра транспортных средств
Несмотря на лояльность в отношении автолюбителей, посещать пункты проведения технического осмотра все же придется при внесении изменений в конструкции, постановке ТС на учет или при продаже автотранспорта старше 4 лет.
За нарушение требований законодательства предусмотрена административная ответственность в порядке, установленном КоАП. Сумма штрафа составляет 2 000 руб. причем инспекторы ГИБДД имеют право выписывать повторный штраф каждые сутки с момента выявления нарушителя вплоть до момента получения диагностической карты на территориальном пункте проведения технического осмотра.
Примечательно, что даже для автолюбителей, освобожденных от технического осмотра, могут последовать неприятности в виде и штрафов, и запрета эксплуатации и других проблем. В частности, современная редакция законодательства позволяет:
- потребовать регрессную выплату за ущерб в результате ДТП при отсутствующей ДК в порядке действия договора ОСАГО;
- наложить штраф и запрет на эксплуатацию ТС при выявлении сотрудником ДПС технической неисправности при остановке водителя.
Настроение это не прибавит, а в случае проведения оценки техсостояния ТС на стационарном посту ДПС еще и приведет к вызову эвакуатора и отправки мото- или автотранспорта на штрафстоянку. Наконец, простое ДТП из-за техсостояния станет настоящей головной болью.
Поэтому от ТО не стоит отказываться, благо возможность добровольного технического осмотра транспортных средств закреплена законодательно. При периодическом техобслуживании техники и соблюдении правил эксплуатации пройти ТО сможет любой, независимо от возраста ТС.