Залогом безопасного вождения является умение пользоваться тормозами, особенно на механике — машине, оборудованной МКПП. Нужно уметь применять все виды торможения в зависимости от текущей дорожной обстановки, а также пользоваться педалями так, чтобы двигатель не глох.
Виды торможения
Использование тормозной системы автомобиля бывает штатным и экстренным. В первом варианте водитель пользуется педалью тормоза для снижения скорости и совершения остановки, то есть при обычном использовании машины. Второй тип подразумевает резкий сброс скорости для предотвращения ДТП. Притормаживание двигателем не относится к видам использования тормозной системы, поэтому рассматривать его в контексте данного материала не имеет смысла.
«Чем отличаются эти виды торможения?» — может спросить начинающий водитель. Ведь в обоих случаях используются тормоза. Отличия заключаются в том, что при штатном использовании тормозной системы водитель может и должен предугадать место, где авто встанет. А при экстренном использовании предугадать это невозможно даже с 50-летним водительским стажем.
Меняется и поведение водителя:
- в штатном режиме водитель пользуется тормозом плавно, дозируя усилие на педаль;
- в экстренном режиме водитель изо всех сил давит на педаль тормоза, стремясь как можно быстрее остановить транспортное средство.
Меняется и поведение авто. В первом случае не включается даже АБС (если дорожное покрытие не скользкое). Во втором — на машинах с АБС система начинает издавать характерный стрекот, а если антиблокировки нет, то автомобиль с заблокированными колесами начинает скользить, а покрышки издают визг.
Чтобы не потерять контроль над авто и улучшить тормозной эффект, раньше водителям предлагалось имитировать работу ABS, применяя ступенчатое торможение. Этот способ предполагает частое ритмичное надавливание на педаль тормоза для более быстрого снижения скорости с сохранением возможности маневрировать.
У начинающего водителя возникает еще один вопрос в отношении любого из указанных методов: «А что делать с педалью сцепления — выжимать или нет? Бывалые водители советуют нажимать на эту педаль только для полной остановки, но инженеры с ними не соглашаются. Так как поступить?
Нужно ли выжимать сцепление при торможении или нет?
Размыкать колеса и двигатель приучают в некоторых автошколах, буквально внушая курсанту необходимость этого действия. Цель таких инструкторов — научить не глохнуть при вождении и во время экзамена. На практике же использовать этот метод нужно в зависимости от:
- погодных условий — на влажной или обледенелой дороге автомобилю нельзя катиться по инерции даже с притормаживанием;
- дорожной обстановки — в интенсивном потоке стоит иметь возможность быстро набирать и сбрасывать скорость, поэтому при небольшом притормаживании нельзя размыкать связь двигателя и шасси;
- направления движения — на спуске машина должна идти только с включенным двигателем для снижения перегрева тормозной системы.
Также не стоит пользоваться крайней левой педалью во время вождения по дорогам, на которых присутствует песок, снег или мусор.
На самом деле, стоит приучить себя использовать способ торможения с двигателем всегда, поскольку у водителя всегда будет шанс объехать препятствие или совершить резкое ускорение. К тому же такой метод увеличивает ресурс тормозной системы, и вот почему: двигатель будет равномерно передавать крутящий момент на ведущую ось, за счет чего будет обеспечиваться оптимальный контакт всех задействованных покрышек с дорогой. Тормоза будут работать более эффективно, а замедление будет происходить более плавно.
Поведение автомобиля на механической коробке при торможении с выжатым сцеплением
А что, если на автомобиле с МКПП задействовать для замедления только тормозную систему? Если выжимать крайнюю левую педаль, то будет размыкаться контакт двигателя с ведущей осью. Машина начинает катиться по инерции, причем левая и правая части оси идут в рассинхрон.
Накат сам по себе опасен на дороге, где есть другие автомобили. А если использовать его при затяжном спуске, то рано или поздно тормозная система перегреется и авто станет полностью неуправляемым. Всегда нагрузка на тормозную гидравлику, диски и колодки неоправданно возрастает.
В итоге можно получить не просто повышенный износ тормоза, но еще и неуправляемую машину. А это чревато серьезным ДТП с человеческими жертвами.
Торможение до остановки
Другое дело, если нужно замедлиться до полной остановки. Для этого на механике придется отключать двигатель от ведущей пары колес крайней левой педалью. Иначе он заглохнет. Но действовать нужно обдуманно, тем более что алгоритм простой:
- нажимается тормоз, чтобы начать замедление;
- когда обороты сбрасываются до холостого хода, понижается передача;
- снова активируется тормозная система;
- когда на 1-ой передаче обороты достигнут холостого хода, выключается сцепление.
Этот метод — плавный и эффективный, в котором общая нагрузка на все системы машины минимизируется. Он считается самым безопасным способом быстро остановиться перед светофором или препятствием. Единственный минус — чуть более высокий расход топлива.
Приучать себя к данному методу остановки на машине с механикой нужно на пустой дороге, где нет других машин и пешеходов. Дело в том, что у неопытного водителя постоянно будет возникать соблазн контролировать обороты по тахометру, а не интуитивно. А даже краткосрочное переключение внимания в городе чревато ДТП.
Передача крутящего момента на колеса при торможении
Почему вообще правильно использовать двигатель на механике? Предельно упростив, можно представить это так. Все дело в том, что инерция, которая заставляет авто двигаться дальше при сбросе газа, начинает трансформироваться в энергию, заставляющую крутиться коленвал двигателя, если не разомкнута связь между коробкой и мотором.
Поскольку при отпущенной педали газа в двигатель подается минимум топлива, коленвал начинает крутиться от сообщаемой ему энергии. И ее тратится много — настолько много, что даже без тормоза мотор заглохнет самостоятельно. Отчасти поэтому перед светофором нужно обязательно пользоваться сцепной педалью.
Если коленвал двигателя сообщается с ведущей осью в полной мере, он стремится передать крутящий момент. Одновременно с этим отключается дифференциал — на машине с механикой это дает передачу крутящего момента сразу на все подключенные к раздатке или коробке колесные пары.
Соответственно, ранее рассинхронизированные, они начинают вращаться с одинаковой скоростью независимо от угла поворота, покрытия и тому подобных факторов, компенсировать которые должен именно дифференциал. Тормоз в этой системе начинает выполнять сразу 2 функции:
- непосредственно торможение до полной остановки или небольшого замедления;
- принудительная «блокировка» дифференциала для равномерного вращения колесных пар ведущих осей.
Это правило нужно просто принять и запомнить: двигатель — лучший друг тормоза. Особенно на скользких и неоднородных покрытиях. Однажды это может спасти жизнь, особенно при управлении машиной на механике, не оборудованной системами BAS, ABS, ESP и другими электронными помощниками.
Как правильно использовать тормоза в повороте
Особенно сильно взаимосвязь мотора и тормозной системы проявляет себя при прохождении поворотов. Бывалые водители всегда говорят одно и то же: нельзя тормозить на вираже, даже если машина переполнена всевозможными электронными помощниками и системами стабилизации. В неудачном стечении обстоятельств (скользкое и неоднородное покрытие, изношенные шины и тормозные колодки, недостаток опыта) водитель рискует улететь с дороги на полном ходу.
Правильно сбрасывать ход на машинах с МКПП в поворотах можно. Для этого потребуется:
- дозировано использовать педаль тормоза для предотвращения срыва передней оси;
- входить в вираж на той же передаче, на которой планируется из него выйти;
- не пользоваться тормозной системой при прохождении апекса (вершины).
Если же тормозной системой все же пришлось воспользоваться, то нужно быть готовым тут же добавить газа на переднеприводном автомобиле. Водителю нужно вернуть тягу на ведущую пару, причем тяги должно быть тем меньше, чем более острый угол задан рулем.
Чтобы не пришлось экстренно оттормаживаться, еще перед маневром нужно замедлиться до приемлемых значений. Обычно это 40-60 км/ч, при малых радиусах и острых углах ехать нужно и вовсе не быстрее 20-30 км/ч. В таких условиях даже непредвиденное замедление педалью не станет причиной сноса — поперечные нагрузки окажутся недостаточными, чтобы сместить машину весом более тонны.
Чтобы узнать правильное замедление в различных условиях и освоить тормоз, запишитесь на обучение на категорию «B» в автошколу «Вектор». Опытные инструкторы во время вождения в городе и на автодроме обучат замедлениям, ускорениям и движению в разных условиях, и вы без труда сдадите экзамены в ГИБДД. Пройдите тестовое занятие, чтобы оценить возможности автошколы. Запишитесь по телефону или онлайн на удобное дату и время.