В современном автомобилестроении подушки безопасности стали уже нормой, без которой не обходится ни одна модель. Покупая авто в салоне, можно не сомневаться в их работоспособности. Однако при покупке транспортного средства на вторичном рынке нельзя быть уверенным в том, что система активной безопасности находится в исправном состоянии, особенно если машина уже была в ДТП. Как узнать, есть ли проблемы с подушками безопасности и что делать, если выявлена неисправность.
Местоположение подушек безопасности
Местоположение системы активной защиты водителя и пассажиров определяется классом и комплектацией авто. В бюджетных автомобилях и базовых комплектациях среднебюджетных моделей фронтальные подушки безопасности расположены в руле и в торпедо. Как правило, на декоративных молдингах перед ними производители пишут «Airbag». В более дорогих моделях предусмотрено сразу несколько степеней защиты, и располагаются они в разных местах:
- боковые — установлены в дверях машины или на боковушках спинок сидений;
- центральные — размещаются в подлокотнике;
- шторки — установлены под обшивку потолка;
- коленные — размещены под рулевой колонкой и под бардачком.
Схему размещения почти всегда можно найти в интернете для конкретной модели. Но прежде чем искать элемент активной безопасности, нужно убедиться, что он предусмотрен для конкретной комплектации авто. Например, применительно к отечественному автопрому выпуска 2010-2015 годов выпуска, в базовой версии может быть предусмотрен только фронтальный вариант для водителя, установленный в руле. А в ТОПовой может устанавливаться еще один — для переднего пассажира. И только после проверки комплектации по схеме стоит проверять наличие в реальности.
Проверка подушек на наличие
Поскольку большинство автопроизводителей пишут на заглушках «SRS» или «Airbag», выявить конкретное местоположение элемента не составит особого труда. Остается лишь убедиться в том, что все части системы присутствуют, а не демонтированы из-за столкновения.
Проверить их легко — достаточно лишь аккуратно снять молдинг и осмотреть нишу. В ней должны быть аккуратно уложены все элементы активной безопасности. После осмотра молдинг возвращается на место столь же легко, как и снимался. Обычно производителем предусматриваются пластиковые защелки.
Осмотр салона автомобиля
Стоит заметить, что мало проверить всего одну подушку безопасности. Из-за высокой стоимости элементов, многие после ДТП ограничиваются установкой лишь одного из них (как правило, водительского), а остальные просто закрывают новыми молдингами или даже приделывают старые. Если же продавец решил оставить старые, то на них будут видны соответствующие следы — вмятины, длинные глубокие царапины и потертости. При демонтаже будут видны поврежденные защелки — молдинг отстреливается с большой скоростью и пластик банально не выдерживает динамической нагрузки.
Поэтому нужно составить схему расположения подушек безопасности, а затем проверить их все. А вот продавцу верить на слово не стоит — его задача заключается в продаже, потому он легко скроет их отсутствие. И даже более того, он может решиться на подмену. Поэтому проверка работоспособности обязательна.
Диагностика работоспособности
Чтобы проверить работу активной безопасности, вовсе не потребуется устраивать краш-тест. Для начала нужно убедиться в том, что автомобиль не был в ДТП. Узнать это можно через специализированные сервисы в интернете. Особенно должно насторожить заявление продавца об отсутствии ДТП и наличие записи о том, что транспортное средство уже побывало в аварии. Следующий шаг — проверка соответствия цвета и общего состояния молдингов цвету и общему состоянию остальных пластиковых элементов.
Если все в порядке, то скорее всего подушки не срабатывали. А это значит, что в нишах расположено то же оборудование, которое поставляет дилер. Весь вопрос в том, сработает ли оно в момент удара? Как проверить работоспособность заводских устройств или элементов, поставленных после восстановления из-за ДТП? Решить этот вопрос вполне реально, причем часто можно обойтись и без визита в автосервис.
Проверяем датчик удара
Элемент устанавливается в специальную полость между салоном и подкапотным пространством авто. Он срабатывает с случаях резкого отрицательного ускорения или в начале деформации кузова. Именно датчик сообщает, куда пришелся удар, чтобы раскрылись нужные элементы — в современных моделях раскрываются только те, на сторону которых приходится удар.
Нет ничего проще, чем проверить исправную работу датчика, который в момент удара дает команду на раскрытие подушек. При наличии SRS на приборную панель выводится соответствующий индикатор. Он имеет вид схематично нарисованного пристегнутого человека и круга перед ним. Как правило, выполняется в желтом цвете, но у некоторых автопроизводителей может быть и красным.
При включении зажигания во время самодиагностики он опрашивается, и при нормальной работе индикатор выключается. В некоторых моделях нормальная работа указывается несколькими миганиями с последующим выключением индикации. Если же он горит дольше обычного или не гаснет вовсе, то это говорит о неисправности элемента.
Но есть одна проблема — некоторые умельцы научились имитировать штатное срабатывание устройства даже при его физическом отсутствии. Например, может ставиться специальная заглушка из копеечных деталей. Как проверить работоспособность в этом случае?
Проверяем подушки безопасности тестером
Здесь на помощь придет обычный тестер, который используют электрики и электронщики для измерения напряжения и, что важно, сопротивления. Алгоритм простой:
- снимаем клеммы с аккумулятора, чтобы полностью обесточить бортовую сеть;
- ждем 5-10 минут до полного отключения бортового компьютера (период саморазряда конденсаторов);
- демонтируем декоративный молдинг подушки безопасности;
- переводим прибор в режим омметра;
- замеряем значения сопротивления на пиропатроне.
При отклонении показателей прибора от референсных значений в пределах 2-3 Ом, можно сделать вывод о том, что пиропатрон уже срабатывал, или же что вместо подушки установлен дешевый муляж.
Но есть в этом способе проверки слабое место. Многие мошенники знают об этом способе и потому покупают муляжи с заранее установленными резисторами, которые имитируют нормальную работу пиропатрона.
Проверяем подушки безопасности мультиметром
«Ну и как проверить исправность?» — может задаться вопросом человек, который хочет купить подержанный автомобиль. Достоверный способ проверки все же есть. Для этого придется воспользоваться автосканером-мультиметром. Как проверить подушки безопасности с его помощью? Все просто:
- проверяем, на месте ли подушки — как это сделать, написано выше;
- подключаем прибор к сервисному разъему бортового компьютера — в машине он расположен в труднодоступном месте в районе бардачка или центральной консоли;
- поочередно считываем показатели всех систем авто — бортовой компьютер регистрирует все значения от подключенных устройств, включая нештатные срабатывания;
- проверяем внесение изменений в устройство — система выведет сведения о датах и времени, версиях прошивок.
Конечно, расшифровать значения автосканера невозможно без специализированного программного обеспечения. Поэтому такой способ диагностики актуален в условиях автосервиса. Везти туда авто для проверки стоит лишь в случае, если получится убедиться в том, есть ли физически устройства безопасности или хотя бы их муляжи. Эту проверку вполне можно выполнить еще на первичном осмотре авто.
Не стоит пренебрегать этой проверкой при покупке автомобиля. Ведь водитель и пассажиры, уверенные в наличии и работоспособности подушек безопасности, будут чувствовать себя спокойно, но это чувство может быть неоправданным. А в случае ДТП именно водитель будет задаваться вопросом, почему не сработало устройство. Экономия может обойтись слишком дорого — тяжёлой травмой или даже жизнью.
Даже если по результатам проверки будет выявлена неисправность, всегда можно попробовать запросить скидку в размере, необходимом для установки исправных элементов системы. Если продавец действительно заинтересован в продаже авто, то он ее сделает. Ну а если нет — стоит выбрать и проверить другое транспортное средство, с которым проблем будет явно меньше.
Надеяться на системы активной и пассивной безопасности стоит, однако лучше научиться ездить сразу так, чтобы минимизировать риск возникновения ДТП и аварийных ситуаций. Сделать это получится на курсах автошколы «Вектор». Опытные инструкторы научат грамотно управлять машиной, а преподаватели теории объяснят все тонкости правил дорожного движения. Запишитесь в автошколу по телефону или закажите бесплатный обратный звонок менеджера через форму на сайте.